![](https://n1s1.hsmedia.ru/05/cd/6f/05cd6ffaf0f2ef3a2a0ee92598c512e6/656x438_1:5593_1430d50c32920da2e5acf5560201b0c2@1536x1024_0x03X2Wq6D_3458423852246005128.jpg.webp)
11 февраля в новосибирском краеведческом музее открылась выставка частной коллекции нарядов 1960–1970-х годов прошлого века. Это платья, жакеты и костюмы, созданные американскими дизайнерами, которые одевали кинозвезд Голливуда. В их числе Оскар де ла Рента, Дональд Брукс, Джеймс Галанос, Молли Парнис, Мэри Макфадден и другие. Отдельно представлена бижутерия немецкого дизайнера Макса Мюллера, который напрямую сотрудничал с самим Кристианом Диором. Журналисты НГС пообщались с владельцем коллекции, стилистом Натальей Костиной, о девичьих мечтах, женственности и умении выглядеть на миллион в вещах из секонд-хенда.
Наталья Костина — бижутерный стилист, эксперт и историк моды в области бижутерии. Родилась в Новосибирске, окончила факультет иностранных языков НГПУ и обучалась по программе «Ландшафтный дизайн» на факультете дополнительного профессионального образования НГУАДИ. Четверо детей, какое-то время была замужем за актером театра Афанасьева, сейчас в разводе.
Наталья Костина встречает журналистов на втором этаже музея. Подготовка к выставке уже окончена. Седовласая статная женщина говорит, что одета сегодня строго — на ней французская винтажная рубашка и брюки от новосибирского дизайнера Ольги Бузыцкой. Наталья сама носит многие вещи из своей коллекции, которую собирала 15 лет. На тему с ценой платьев и бижутерии сразу ставит табу, но несколько раз подчеркивает, что деньги на свое хобби она заработала сама.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ab/a1/55/aba155fb9555854717de2355476d295f/656x438_1_70738c62484552c8f27d10fdca66eae3@1280x853_0xV0skKkwZ_9858547996105579860.jpg.webp)
— Моя история началась с бижутерии костюма. Просто бижутерия — это то, что лежит в тумбочках у обычных женщин. А бижутерия костюма — это то, что сочетали кутюрье с одеждами, которые они создавали для женщин. И любая брошь или колье были неотъемлемой частью гардероба.
Тут бижутерия редкого дизайнера, который сотрудничал с домом Кристиана Диора в самые ранние годы, когда сам кутюрье решал, какой деталью дополнять или украшать свои костюмы, платья. Украшения Макса Мюллера — это большая редкость даже для Европы. В его украшениях ходили звезды кино.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/46/4c/6c/464c6cf598bfbc49855ef765f157e2e6/656x438_1:5593_48ddd98b905c0766c9e94d59c232f0dc@1536x1024_0xUX0zemIB_6555468594105846156.jpg.webp)
Моя коллекция связана с женской темой, с красотой. Так вышло, что в Новосибирске ничего не известно об американской моде. Это первая подобная выставка, и тут только американские дизайнеры. Хотя у меня есть и Франция, и Италия, и этническая одежда, Афганистан, Пакистан.
Голливуд и кино — это законодатели моды. До сих пор идут споры, что влияет больше — кино на моду или мода на кино. Все дизайнеры этой выставки так или иначе имели отношение к киноиндустрии. Например, Дональд Брукс, который был художником по костюмам нескольких телекомпаний. Человек успевал одевать актеров театра на Бродвее и выпускать свою линию одежды.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/18/af/42/18af421d5fb90f86b1a75f55980905e2/656x438_1:5593_6766a55621473181bb84bcb8549951bf@1500x1000_0xT1uea7wi_3229301118240060972.jpg.webp)
Для меня коллекция бесценна. Платья я покупаю за деньги, мне их никто не дарит. Я покупаю то, что мне нравится. Таким образом я просто выражаю свой вкус. Поэтому тут нет никакого маркетинга, может, я и делаю инвестиции. Но это такое вложение в артефакт, который никогда не повторится. Сейчас такого текстиля, трикотажа просто нет.
Для меня это всё бесценные вещи, это мои дети. Как я могу говорить о любви, оценивая ее в денежном эквиваленте? Я не готова с ними расставаться. Мне кажется, цена возникает, когда есть желание продать, а у меня есть желание показать, это немаловажно. Не каждый коллекционер готов выставить свою коллекцию напоказ.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/98/53/49/9853499b69139538041dbf7ea802b408/656x438_1:5593_d52be8a2fdfa60c94bebe4ac9efa30b4@1536x1024_0xcv0JsUaB_4102605951831456220.jpg.webp)
Помимо того что это красиво, тут еще важен исторический контекст. Это идеал женщины, как ее видели дизайнеры. Платье создается для тела прежде всего.
Было колье, которое оказалось у меня случайно. А спустя какое-то время выяснилось, что в нем была Софи Лорен на Каннском фестивале. Тут еще не только коллекционирование, но и исследовательская работа. Не всегда на бижутерии есть имя автора.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/42/b7/00/42b700a5bfa885b271f84c69dd0c9d60/656x438_1:5593_cc10b395cd4ecce17358a70bedaee712@1536x1024_0xbznEGAv0_5374855131179049067.jpg.webp)
Настоящую цену вещам делает история. Конечно, я назову автора любого украшения, даже если оно будет без марки.
Я формирую коллекцию из своих потребностей. Вопрос эстетики — это вопрос очень широкий. Люди часто относятся к вещам, как к ненужной тряпке, поэтому тот бэкграунд, который в них вкладывается именно коллекционерами, людьми, которые ищут эти подробности, эту историю, которая стоит за каждым украшением, и тот смысл, который ему придается, — он, безусловно, еще добавляется нашей работой. Если я не скажу, что это ценно, люди могут пройти мимо этой одежды.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/69/a3/95/69a395ea8dd7150856e051ac6e96504b/656x438_1:5593_585b65ea28210487f19253bc2677e550@1500x1000_0xBvw6bRd3_7612485869230497580.jpg.webp)
Я в этих платьях вижу свои девичьи мечты. Они дают мне необходимую энергию в плане созерцания. Я ношу не все платья. Например, шифон, которому больше 50 лет, уже не наденешь. А трикотаж и полиджерси, шерстяные ткани, креповые ткани — они более износостойкие.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1e/51/8f/1e518fe3a25b31a9594fa2ea6a621b02/656x438_1:5593_b466f53aba19169998370c4276c4afda@1500x1000_0xAP60sCZd_2040269612843001450.jpg.webp)
Я выкладываю эти платья для людей, вдруг кому-то захочется примерить, исследовать эти вещи. Это же некое путешествие в другое время. Костюмы добавляют эмоций в нашу женскую суть. Они же создавались для женщин.
У меня часто спрашивают, можно ли приобрести что-то из одежды. Я отвечаю: либо можно, либо нельзя. Цену за платье, как правило, назначаю я сама.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ac/69/be/ac69be3e9030b195459efaa97dee9518/656x438_1:5593_749026df57c7065ab6aa2110c0f76d2f@1536x1024_0xdR4CuA0K_1704894308562620307.jpg.webp)
Мы создаем пространство вокруг человека, а модельеры и дизайнеры создают пространство на человеке. Если вы знаете и понимаете, как должны выглядеть, в чем ваш стиль, то вы найдете себе одежду в любом мешке, в любом секонд-хенде. И будете выглядеть девушкой на миллион. Здесь вопрос вкуса, та же бижутерия — для кого-то это стекляшки, для кого-то арт-объект.
В моде есть знания, которые скрыты для большинства людей. Это всё равно что плащаница Христа — это же простая тряпка, а сколько людей приходит на нее посмотреть. Они идут за информацией, за историей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/97/27/84/972784b98b2f7a479dda12a99c01e9a2/656x438_1_16055c50d18f7662fee27efe645e6ec3@1280x853_0xzrgzGO0j_9459646544471747006.jpg.webp)
Мы каждый день думаем, что надеть. У нас с чего всё началось? Бог предложил Адаму и Еве фиговые листочки, чтобы прикрыться. История одежды началась с рождением мира. И до сих пор она продолжается.
Мода меняется, и для того, чтобы понять, куда она идет, есть прекрасная возможность сравнить, посмотреть, как это делалось, какие женщины были.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2d/88/cc/2d88cc782f1d6225274583bbea4ca6fa/656x438_1:5593_40b715e53f7d06f72ae8eba4136e21ab@1536x1024_0xNVadrvcW_9851843086530154410.jpg.webp)
Эта выставка позволяет женщинам научиться быть женственными, потому что сейчас в мире очень много либерализма и тенденций к размытию гендерных различий. Не скрою, многие кутюрье, создававшие эту одежду, имели нетрадиционную ориентацию, но они обожествляли женщину как идола, как идеал. Искусство — это божественный дар нам, людям. Женщина в преставлении модельеров была недосягаемой, идеализированной, с уникальным телом, до которого они не могли дотронуться.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/49/6d/04/496d04ba2547db70b3183862f4bdae25/656x438_1:5593_82f52c4ee44433f4e534ec570b41a7af@1500x1000_0xgfwHEGIV_3979502684965619755.jpg.webp)
Всё, что вы тут видите, куплено с особым подходом, а не потому, что я жена олигарха, хожу по магазинам и думаю, какое платье купить. Идет обмен энергией, обмен деньгами. Я что-то продаю, что-то покупаю. У меня есть клиенты в Санкт-Петербурге, Москве, есть любители и тонкие ценители винтажных вещей в Новосибирске, но их меньше. Благодаря этой деятельности я имею возможность пополнять коллекцию.
Эта коллекция — мой путь к идеалу. А ведь был опыт ошибок, неправильного выбора. Чтобы собрать такую коллекцию, необходим не только вкус, но и опыт. Это всё собиралось долгие годы. Любая женщина, имея возможность, могла бы сделать то же самое.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5c/87/9d/5c879de940bc60872034737d45a0c15e/656x438_1:5593_35b9ffdeee73ba9479b770a371382163@1536x1024_0xIGtfNySk_1085788611846802041.jpg.webp)
Чего-то горячего, чтобы что-то было украдено или подарено мне богатым любовником — такого нет. Всё достаточно прозаично. Я женщина, которая просто взяла и решила создать себе свой мир. Да, это странно для многих людей. Хотя я говорю: что тут странного? Я же не стала собирать оружие, пистолеты, сабли. Я стала собирать платья. Что тут может быть странного? То, что они не новые, что они старые? Но я художник, я могу носить всё что угодно. Хоть голой ходить. Это мой выбор, в конце концов. И по сути я не обязана объяснять мотивацию моего выбора.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/3e/40/b13e40827a942d6e7aecc7c6ffe4d68b/656x438_1:5593_4a44b1ba72f7005b2872aadab9305a29@1500x1000_0xiIypFsLd_1286582998573190934.jpg.webp)
В это вбухано, поверьте мне, немало. Но на НГС я об этом не хочу говорить. Знаете, как профессор Преображенский про газету: не хочу, и всё.
Когда я умру, я оставлю завещание, в котором укажу, за сколько каждое платье можно продать. Думаю, у меня еще есть время.
Что еще интересно почитать про моду
Известный стилист Александр Рогов посетил Новосибирск и посоветовал универсальную вещь для худеющих и составил гардероб, который сделает из любой женщины стильную диву.
Парикмахер с левого берега попала в Vogue — она создает сумасшедшие прически из еды, стекла и старых коряг. Экспериментальные идеи Дарьи Севастьяновой покорили не только столицу, но и Европу.