В течение нескольких последних лет педагоги, воспитатели и родители в массовом порядке начали говорить о том, что дети стали другими. И несмотря на то что конфликты между поколениями существовали во все времена, сегодня они приобрели такой характер, от которого взрослые в растерянности разводят руками. Если ваш ребенок своеволен и не признает авторитетов, общается с вами на равных, очень умен, непоседлив и крайне чувствителен ко лжи, вполне вероятно, что он относится к категории этих самых «других» детей — детей индиго.
Бум по поводу этого феномена в России начался с появления книги американских психологов Ли Кэрролл и Джен Тоубер «Дети Индиго». Опираясь на свой опыт работы с такими детишками, они во всех подробностях описали их особенности и отличия от ранее появлявшихся на планете детей. А до этого, еще в 1982 году, на это явление обратила внимание американская ясновидящая и психолог Нэнси Энн Тэпп. Она увидела, что у всех «проблемных» детей аура совершенно нехарактерного для людей цвета — цвета индиго, тогда как раньше в ауре преобладали зеленые и красные цвета. Это открытие стало основанием гипотезы о появлении детей нового типа и объясняло все более многочисленные жалобы на крайне неординарное, асоциальное, не поддающееся воспитанию поведение детей.
Миф или реальность?
Поскольку этот феномен обнаружили и начали исследовать в эзотерических кругах, он носит некий оттенок мистики и этим порождает огромную волну скепсиса. Ученые, изучающие биополе человека, утверждают, что, во-первых, такие дети были всегда, но в меньшем количестве. В пример приводят Леонардо да Винчи, Моцарта, Ломоносова и других выдающихся гениев прошлого. Во-вторых, они считают, что таких детей сейчас рождается около 90 % и что в основе этого лежит серьезный замысел о переходе нашей цивилизации в новый период.
Лилия Паздер, биоэнерготерапевт, руководитель клуба детей индиго «дети Солнца» считает, что их миссией является показать обществу, что оно сковано системами, которые больше не поддерживают рост и развитие человечества. И они делают это, каждый по-своему демонстрируя, какими разрушительными стали эти системы, в том числе образование и здравоохранение. Ее дочь, ясновидящая Ася, говорит о том, что хочет стать врачом не для того, чтобы лечить людей, а чтобы научить их не болеть. Сложно не согласиться, что наше общество нуждается в изменении многих своих систем. Также очевидно, что для этого нужна мощная энергия — как раз такая, которой обладают новые дети.
Таких детей уже признали в некоторых странах: в Израиле проблематика индиго курируется непосредственно правительством, во Франции молодые люди с IQ выше 160 могут поехать учиться в любой вуз мира за государственный счет, а в Германии действуют специальные курсы для родителей: «Ребенок индиго — ваш советник».
Психологи относятся к феномену индиго менее возвышенно. «При наблюдении так называемых детей-индиго обнаруживается, что у всех них стоит диагноз «перинатальное поражение центральной нервной системы», что вызвано протеканием беременности в условиях стресса в окружении переизбытка информации.
Можно это считать отклонением от нормы, а можно — особым развитием. Несмотря на такой диагноз, у них сохранны все функции», — считает Людмила Юрганова, психолог-консультант по проблемам семьи клиники «Инсайт».
«Синие» дети
В чем же отличие новых детей и как распознать, относится ли ваш ребенок к этой уникальной категории?
Основные особенности детей индиго:
• С началом искусственного вскармливания начинают проявлять гиперактивность, гипервозбудимость.
• Развитие происходит скачкообразно: ребенок может долго молчать, а потом начать много говорить. Такие дети, как правило, не ползают, а сразу встают на ножки.
• В возрасте примерно 3,5 лет у них начинают проявляться признаки дефицита сензитивности — отсутствие способности к сопереживанию. Они не чувствуют эмоций окружающих. Им привычнее реагировать агрессией на неприятные ситуации, чем, к примеру, просто поплакать. После 22 лет это проходит, и такие люди начинают проявлять доселе неведомое чувство благодарности, сопереживания.
• У них хорошо развит интеллект. Они быстро воспринимают готовую информацию, быстро думают и хорошо обучаются, но выстроить логическую последовательность самостоятельно для них сложно.
• Очень открыты миру, постоянно его изучают, познают. Меньше усваивают запреты.
• Самодостаточны и просят считаться с ними, уважать их мнение, отстаивают право оставаться собой, протестуют против распространенной родительской позиции о неразумности и неопытности детей.
Когда такой список видят или выслушивают медики, то некоторые из них присваивают детям не загадочный статус «индиго», а относят их к группе детей с СДВ (синдром дефицита внимания) или СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). «На самом деле дети с СДВ и СДВГ принципиально отличаются от остальных детей. Им трудно на чем-то сосредоточиться, даже если это интересно, они поверхностны, с переменчивым настроением, им сложно себя контролировать. Тогда как «новые» дети любознательны, их можно заинтересовать, а если им скучно, они открыто заявляют об этом», — считает врач-психотерапевт медицинского центра «Катарсис» Эльмира Рагимова.
Как помочь в развитии такому ребенку?
Людмила Юрганова рекомендует учить таких детей соблюдать границы других людей и уважать их, поскольку они в этом не ориентируются. Им сложно предположить, что чувствует другой человек, им нужно это проговаривать. А Лилия Паздер добавляет к этому универсальное правило общения с любым ребенком: позволить ему говорить и жить в соответствии с тем, как он видит этот мир.
Отношение к феномену индиго — исключительно вопрос веры. Возможно, аура детей-индиго действительно другая, и они обладают некой миссией на земле. Но в контексте отдельной семьи эта концепция позволяет принять своего ребенка как уникальную личность, принять в нем то, что не вписывается в представление о норме.
Для любых родителей их собственный ребенок самый родной и любимый вне зависимости от цвета его ауры. И пожалуй, не столь важно, как в действительности обстоит ситуация с наличием «новых» детей. Гораздо более значимым кажется то, что разговоры об этом, публикации, исследования вносят в нашу жизнь гораздо более высокие стандарты общения со своим карапузом. Эти стандарты призывают нас учиться у детей: быть здесь и сейчас, искренне радоваться жизни, слушать свое сердце, любить себя и весь мир.
Анна Вахрамеева
Фото e1.ru, byaki.net, woman.ru