Город История электрификации города Машина для производства гвоздей, стройка в морозы и работа круглыми сутками: как появились ГЭС и ТЭЦ

Машина для производства гвоздей, стройка в морозы и работа круглыми сутками: как появились ГЭС и ТЭЦ

Разбираемся, как появилось электричество в городе

Новосибирская ГЭС
Источник:

Сто лет назад в стране был принят план ГОЭЛРО, который обеспечил развитие промышленности и проведение электричества в каждый дом. Именно благодаря этому документу в Новосибирске построили ГЭС и ТЭЦ. Как это происходило, кто работал на проектах, на какие подвиги пришлось идти простым людям и как на левом берегу появился свет, читайте в статье.

Первая ТЭЦ левобережья


К началу 1930-х годов Новосибирску перестало хватать мощности ТЭЦ-1: горожане вспоминали, что электричество распределялось строго по графику, и порой даже запрещалось пользоваться электроприборами. Чтобы помочь молодому городу, в феврале 1930 года Совет народных комиссаров СССР принял решение о строительстве левобережной ГРЭС мощностью 44 МВт, которая впоследствии и стала Новосибирской ТЭЦ-2.

ТЭЦ-2
Источник:

Уже тогда на левом берегу Новосибирска построили крупные машиностроительные заводы. Тут же рядом стали селиться рабочие с этих предприятий. Руководителем строительства левобережной ГРЭС назначили Бруно Ивановича (Яновича) Гартмана, с 1933 по 1937 год он был директором объединения ТЭЦ-2, затем управляющим Новосибирскэнергокомбинатом.

По воспоминаниям строителей, возведение ГРЭС во многом держалось на энтузиазме, потому что катастрофически не хватало средств, оборудования, нужных специалистов. В историю города вошла легенда о том, как один из техников придумал машину для производства гвоздей из металлолома, когда не было денег на покупку новых.

5 ноября 1935 года на левобережной ГРЭС был пущен первый турбоагрегат мощностью 24 МВт. Первая очередь станции за 10 дней промышленной эксплуатации дала более полумиллиона киловатт-часов электроэнергии. В 1937 году станция подала тепло комбинату «Сибкомбайн» (сейчас завод «Сибсельмаш»), а в октябре 1938 года — жилому кварталу «Соцгородок», построенному для рабочих завода.

Котельный цех Новосибирской ТЭЦ-2. 1935 год
Источник:

Не успела ТЭЦ-2 набрать обороты, как началась Великая Отечественная война. В это время десятки заводов из европейской части страны были эвакуированы в Новосибирск, и энергии опять перестало хватать. Поэтому в 1941 году на второй ТЭЦ был запущен второй турбогенератор, через год — котлоагрегат №3.

«Трофейное» оборудование и стройка в любой мороз


Решение строить третью ТЭЦ мощностью 50 тысяч киловатт было принято еще в 30-х годах. Под нее даже выкопали котлован недалеко от ТЭЦ-2, но из-за войны поставки оборудования с заводов европейской части страны стали невозможными. К тому моменту уже привезли турбину, два котла и вспомогательное оборудование, а все остальное эвакуировалось с запада: с Каменской ТЭЦ Донбасса, Каширской ГРЭС, из Харькова и Ростова.

Вместе с оборудованием на стройку приезжали и тысячи людей. Как вспоминали ветераны, работа не затихала ни на минуту в любой мороз, так что в августе 1942 года был в основном закончен монтаж первых агрегатов котла и турбины, и к концу года ТЭЦ-3 выработала 38 643 млн кВт/час электроэнергии. С мая 1943 года ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 смогли централизованно снабжать теплом левобережную часть. Мощность всех новосибирских электростанций в то время составляла 110 тысяч киловатт.

Одна из участниц тех событий, жительница Новосибирска Мария Петровна, рассказывает, что ей пришлось поработать маляром на ТЭЦ-2, 3 и 4. По вечерам она училась в техникуме на заочном отделении, а в семь утра на автобусе предприятия ехала на смену. Её бригада состояла из 20 человек, но объем работ был феноменальный. Чем больше поджимали сроки, тем больше было сверхурочных смен и работы по выходным. Для еще совсем молодой девчонки это было тяжелое физическое испытание.

ТЭЦ-3
Источник:

В октябре 1943 года на ТЭЦ-3 начал работать второй турбогенератор мощностью 25 тысяч киловатт, это позволило запустить прокатный стан Новосибирского металлургического завода. Однако электроэнергии городу по-прежнему не хватало. Существовали жесткие лимиты для предприятий, а жителям можно было пользоваться только освещением. В мае 1944 года был введен котел № 2 паропроизводительностью 200 т/ч.

Всесоюзная стройка на берегу Оби


Итак, в Новосибирске уже работали три ТЭЦ, но городу по-прежнему не хватало электричества. Проблему решали на всесоюзном уровне: в январе 1950 года был подписан указ об организации управления по строительству Иркутской, Новосибирской, Нарвской и Белореченской гидроэлектростанций, и на каждую выделялось по 2 миллиона рублей. По тем временам огромные деньги!

Самосвалы на строительстве ГЭС. 1950-е годы
Источник:

Строительство ГЭС начали буквально на пустом месте, поэтому до станции надо было сделать шоссе, железнодорожные пути, наладить энергоснабжение и связь, построить жилье для строителей и вспомогательные предприятия. Работы было непочатый край. К тому же сооружения гидроузла располагались на обоих берегах Оби, поэтому базы и подразделения дублировались. Камень для ГЭС возили с Буготакского месторождения в 100 километрах от стройплощадки.

Водители, которые работали на стройке Новосибирской ГЭС
Водители, которые работали на стройке Новосибирской ГЭС
1 из 2
Водители, которые работали на стройке Новосибирской ГЭС

Уже в 1950 году началось строительство подъездного пути к будущему гидроузлу от Томской железной дороги, а также складов и линий электропередачи.

Евгений Тимофеевич Титовец переехал в п. Огурцово вместе с родителями в 1939 году. Вот что он вспоминает о начале строительства Новосибирской ГЭС: «В 46 году приехала ленинградская экспедиция и начала изыскания. Гидроэлектростанцию начали строить в 50 году, первую яму копали за нашими огородами в Огурцово: пошли скреперы и начали черпать землю. Для прибывающих рабочих строили щитовые дома на ГЭС — там, где сейчас улица Молодежная, Энгельса. А сколько работников жили здесь, в Огурцово, углы снимали, покупали у деревенских молоко, яйца. Народу много было, на одной автобазе только 850 сотрудников».

Евгений Тимофеевич Титовец и Николай Гаврилович Титченко
Источник:

Евгений Тимофеевич пришел из армии в 1954 году. Во время службы он выучился на шофера, поэтому устроился в «Новосибирскгэсстрой» водителем: «Ездили сутками, возили кирпич на стройку с городского кирзавода. Дороги плохие были, если дождь пошел, то могли застрять и на другой день только вернуться».

Сюда приезжали люди со всего Союза, а возглавил стройку Василий Васильевич Иванов. Это был настоящий технический вызов, ведь тогда еще не было опыта сооружения крупных гидроузлов в суровых климатических условиях Сибири. К работе подключились ученые Сибирского филиала академии наук.

11 дней, переломившие ход стройки

Источник:

Сложной задачей стало перекрытие Оби. Причем, чтобы не возникало перебоев в поставках зерна, правительство требовало не прерывать судоходство на реке. Предлагались девять различных вариантов. В итоге оставленный для прохождения судов проран шириной 150 метров решили перекрывать по специальной схеме с помощью наплавного понтонного моста длиной 59 метров и трехпролетного ряжевого моста, между которыми оставалась свободная протока шириной 46,5 метра.

Подготовка к перекрытию Оби. 1956 г.
Источник:

Работы начались 25 октября 1956 года. Из-за сильного штормового ветра с дождем и снегом, а потом и 40-градусного мороза перекрытие русла чуть не сорвалось. План приходилось корректировать прямо в процессе и работать круглыми сутками. К 4 ноября перекрытие успешно завершилось, и Обь послушно пошла через гребенку водосливной плотины. По словам очевидцев, эти 11 суток стали самыми трудными в истории строительства Новосибирского гидроузла. А уже через год, 4 ноября 1957 года, агрегат № 1 Новосибирской ГЭС был поставлен на обороты, и 10 ноября передан во временную эксплуатацию. К марту 1959 года было запущено семь агрегатов гидроузла.

Николай Гаврилович Титченко, работавший шофером на строительстве Новосибирской ГЭС, вспоминает: «Замечательное было дело с подготовкой кадров. Были специальные курсы: по году мы учились на шоферов, плотников, каменщиков, бетонщиков, электриков. Учебный комбинат работал постоянно и готовил специалистов для ГЭС».

Источник:

Параллельно со строительством ГЭС шло заполнение водохранилища: в 1957 году до отметки 106 метров, в 1958 году – до отметки 110 метров, и в мае 1959 года – до проектной 113,5 м. Так в Сибири появилось первое крупное водохранилище, получившее в народе название Обское море. На его берегах разместились санатории, пансионаты, базы и дома отдыха, оздоровительные детские лагеря.

Если бы не ГЭС, Академгородка бы не было

Морской проспект в Академгородке
Источник:

Мало кто знает, что строящаяся ГЭС повлияла на выбор места для сибирского научного городка. Изначально Новосибирск даже не рассматривался в числе возможных мест для создания научного центра в Сибири. Десант ученых во главе с Михаилом Лаврентьевым посетил Иркутск, Омск, Томск, Красноярск. Но везде остро стоял жилищный вопрос, а в Новосибирске как раз заканчивалось строительство гидроэлектростанции, эти трудовые ресурсы и строительную технику просто перегнали для строительства Академгородка. Именно в тресте «Новосибирскгэсстрой» было создано управление «Академстрой», которое потом стало «Сибакадемстроем». На базе строительства Новосибирской ГЭС и Сибирского отделения Академии наук СССР указом президиума Верховного Совета РСФСР от 26 марта 1958 года был образован Советский район Новосибирска.

12 августа 1961 года Государственная комиссия приняла гидроузел в постоянную эксплуатацию. Станция заработала на полную проектную мощность, и уже в 1966 году полностью окупились затраты на ее строительство.

Внутри ГЭС
Внутри ГЭС
Внутри ГЭС
Внутри ГЭС
Внутри ГЭС
Внутри ГЭС
Внутри ГЭС
1 из 7
Внутри ГЭС
Источник:

Вспомогательные предприятия, жилье и инфраструктура, созданные для строительства гидроэлектростанции, стали основой для формирования промышленной зоны в левобережной части района. Здесь разместились такие крупные предприятия, как опытный завод Сибирского отделения Академии наук, завод конденсаторов (НЗК), база энергопоездов министерства электростанций, научно-исследовательский институт транспортного строительства, некоторые объекты «Сибакадемстроя» и других ведомств.

Как подключали остальные, дальние районы города к электричеству, новые факты о ГЭС, интервью с работниками станции, красивые фоторепортажи, а также анонс конкурса ищите в следующих материалах на НГС.

Новости компаний.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«На капоте двойной окрас, на месте логотипа — шпатлевка»: сибирячка купила нового «китайца» в салоне — машина оказалась битой
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«С нелюбовью, Кемерово»: журналистка НГС провела пять часов у соседей в аэропорту — что ее разозлило и заставило жалеть о поездке
Настасья Медведева
Журналист
Мнение
«Даже ностальгия перестала работать»: журналистка НГС посмотрела новогоднюю комедию о селебах — почему новый фильм ее расстроил
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Рекомендуем
Знакомства
Объявления