В этом году исполнилось 100 лет с момента создания плана ГОЭЛРО. Благодаря этой масштабной государственной программе мы и днем, и ночью пользуемся светом, сидим за компьютером, заряжаем уже не только телефоны, но и машины. Читайте в материале, что было с электричеством сотню лет назад в Новосибирске и в России, почему у нас есть ГЭС и кто ее строил. Мы разобрались, как постепенно подключали районы города к электричеству, узнали, где была первая электростанция (это всех удивит) и сколько раньше платили за электроэнергию.
Что такое план ГОЭЛРО и почему он появился
До революции в Новосибирске была всего одна электростанция, которую построили к 300-летию Дома Романовых. Она находилась в районе Базарной площади, примерно на месте современного НОВАТа. Мощность электростанции составляла 232 кВт, что эквивалентно мощности около 100 современных чайников. В условиях быстрого развития промышленности этих мощностей городу уже не хватало.
Чтобы понять, как обстояли дела с электрификацией в стране в 1919 году, накануне принятия загадочного плана ГОЭЛРО, разделите электроэнергию, которую сейчас производит Новосибирская ГЭС в год (а это 1,687 млн кВТ•ч) на всю территорию РСФСР. Неплохо для тех времен, но, чтобы обеспечивать стремительно развивающуюся промышленность, этого количества энергии было недостаточно.
Уже 21 февраля 1920 года в РСФСР создают государственную комиссию по электрификации России, где разрабатывают план ГОЭЛРО. Для его разработки и реализации привлекли около 200 специалистов. Руководил комиссией выдающийся инженер Глеб Максимилианович Кржижановский — друг Владимира Ильича Ленина.
Как выполняли план ГОЭЛРО
Страна была разбита на восемь регионов, и в каждом был свой план развития электроэнергетики. План был рассчитан на 10–15 лет и включал строительство 30 электростанций — 10 ГЭС и 20 тепловых станций общей мощностью 1,75 млн кВт•ч!
План ГОЭЛРО в основном был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в семь раз: с 2 до 13,5 млрд кВт•ч.
Такой рост выработки благоприятствовал тому, что к 1935 году промышленность в стране выросла в четыре раза, добыча топливных ресурсов – более чем в три раза, установленная мощность электростанций — в шесть раз, а производство электроэнергии на них — более чем в 10 раз.
Как проходила электрификация Новосибирска
Как вы уже знаете, в городе была всего одна небольшая электростанция, которая стояла на нынешней площади Ленина. И только 10 мая 1924 года состоялась закладка первой полноценной электростанции — будущей ТЭЦ-1. Она была расположена возле железнодорожного моста и имела мощность 1 МВт.
27 февраля 1926 года на ТЭЦ-1 был запущен первый турбогенератор. Как сообщала газета «Советская Сибирь», новая электростанция дала свет для Закаменского (Центрального) и Вокзального районов (Железнодорожного). К началу 1920-х годов электрические сети охватывали лишь часть Красного проспекта и центральную часть города. Но с пуском турбин ТЭЦ-1, а затем и ТЭЦ-2 электрификация города стала развиваться бурными темпами.
Почти 35 лет ТЭЦ-1 исправно снабжала Новосибирск энергией, способствуя подъему его промышленности, развитию и благоустройству города. В 1961 году, когда уже действовали три других теплоэлектростанции и дала ток Новосибирская ГЭС, турбогенератор и котлы станции были законсервированы и впоследствии списаны как морально и физически устаревшие.
В 50-е в Новосибирске строились и выходили на свою проектную мощность ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 и Новосибирская ГЭС. С 55-го года суммарная выработка электроэнергии в Новосибирске увеличивалась со 170 МВт до 1000 МВт к 1960 году. В дальнейшем каждое 10-летие прибавлялось по 500 МВт, пока в 1990 году установленная мощность сетей в Новосибирской области не достигла 2500 МВт.
Рассказы старожилов, которые строили Новосибирскую ГЭС
Построить ГЭС в Новосибирске хотели еще при царе. Если бы это сделали до плана ГОЭЛРО, то она была бы на реке Ине.
Через 13 лет после утверждения плана Кржижановского была готова первая схема гидроэнергетического использования Оби. Но все исследовательские работы были приостановлены до окончания Великой Отечественной войны. Вернулись к проекту строительства ГЭС в мае 1945 года.
21 января 1950 года Совет министров СССР подписал постановление по подготовке к строительству Новосибирской ГЭС и уже весной этого года специализированное монтажное управление «Новосибирскгэсстрой» начало готовить ложе для водохранилища и участок перекрытия Оби. Общая стоимость строительства ГЭС, включая подготовку ложа водохранилища, составила 149,5 млн рублей в ценах 1961 года.
Мы разузнали у новосибирцев, работников и строителей, что они помнят о том времени, когда ГЭС уже начала работать.
«В 1950 году Иосиф Сталин издал приказ о строительстве в стране четырех новых ГЭС, в том числе и Новосибирской. Строительство длилось семь лет, а на стройке успело поработать около восьми тысяч людей. Первый агрегат Новосибирской гидроэлектростанции был запущен 10 ноября 1957 года вахтой № 4 в составе дежурного инженера станции Станислава Никитовича Лактионова, дежурного электротехника Анатолия Михайловича Давыдовича, дежурной щита управления Марии Андреевны Кипиной, старшего машиниста турбины Николая Ивановича Пузикова и машиниста турбины Алексея Степановича Бубенщикова. В декабре запустили и второй агрегат станции», — рассказал председатель совета ветеранов Новосибирской ГЭС Алексей Петрович Бурматов.
Преимущество ГЭС в том, что она дает очень дешевую электроэнергию. По словам Алексея Петровича, в 1986–1987 годах цена электричества, вырабатываемого Новосибирской ГЭС, составляла 0,1 копейки за 1 кВт, притом что общая себестоимость по Новосибирскэнерго была 1,07 копейки за 1 кВт. Тарифы на электроэнергию в то время составляли 1,09 копейки для промышленных предприятий и в среднем 3 копейки для жителей.
Где искали строителей для нашей ГЭС
На строительстве первой и единственной ГЭС на Оби работали люди со всего СССР. Борис Петрович Дабаркин закончил гидроэнергетический техникум в Узбекистане, а после армии поступил работать на Новосибирскую ГЭС.
Я даже не оглянулся, потому что не думал, что меня. Оказалось, это мой однокашник из Ташкента. Он и еще несколько человек из моего техникума тоже по распределению сюда попали.
Когда я пришел на гидроэлектростанцию в 1957 году, тут еще не было ни одного агрегата. Первый генератор смонтировали, когда еще даже крыши не было, просто шатер поставили. Был маленький щит управления, под ним несколько панелей для управления», — вспоминает Борис Петрович.
Дабаркин сначала работал дежурным щита управления, через пару лет — начальником смены по электроцеху, а в 1962 году сдал экзамен и стал дежурным инженером. С 1968 по 1984 годы он уезжал на строительство Вилюйской ГЭС и работал на Усть-Хантайской ГЭС на Таймыре. После возвращения в Новосибирск был мастером по измерительному хозяйству и специалистом по охране труда и технике безопасности на Новосибирской ГЭС.
Александр Васильевич Михайлов приехал в Новосибирск в 1963 году по распределению после окончания Московского энергетического института и проработал здесь без малого 46 лет.
«Когда строили Новосибирскую ГЭС, монтаж оборудования шел в очень сложных условиях. Сроки строительства по современным меркам были быстрые, мобилизовали все возможности. Тогда в стране строилось много ГЭС, это одна из причин, почему я стал гидроэнергетиком — это было перспективное направление.
Рабочие на Новосибирской ГЭС были в основном из местных, а инженеры — из институтов со всей страны. Основной костяк — из Московского энергетического. Численность персонала всегда была небольшая, меньше 200 человек, но тут работали люди, преданные энергетике: кто начал работать по этой специальности, как правило, уже не менял ее. С нашей станции вышло довольно много крупных руководителей, они уехали на Красноярскую, Нурекскую, Братскую, Капчагайскую и даже Чебоксарскую ГЭС», — рассказал Александр Васильевич.
Как подключали остальные, дальние районы города к электричеству, новые факты о ГЭС, интервью с работниками станции, красивые фоторепортажи, а также анонс конкурса ищите в следующих материалах на НГС.