Стоит новосибирцу увидеть колонны, он сразу понимает — здание сталинских времен. В Новосибирске такие строения наперечет, глазу обывателя они приятны. Однако время неумолимо — не все постройки 1930–1950 годов сохранили такой величественный вид, как ДК Горького. Они реставрируются, становясь более удобными, но подчас теряя свой изначальный облик.
Гимназию № 9 в Заельцовском районе постройки 1937 года отремонтировали к новому учебному году. Вместо величественного образца сталинского ампира школьников теперь ждет новая современная школа. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ решили отыскать в Новосибирске наиболее впечатляющие из оставшихся образцов сталинского ампира в архитектуре, проникли в самый красивый дом левого берега, забрались в башенку-бельведер на крыше другой величественной «сталинки» и узнали, каково это — жить в шедевре.
К началу нового учебного года в Заельцовском районе отремонтировали гимназию № 9 — в том числе реконструировали основной 4-этажный блок. Заменили деревянные перекрытия на железобетонные, обновили оконные деревянные блоки, смонтировали системы отопления и водоснабжения с применением энергосберегающих технологий. Реконструкция школы обошлась бюджету в 150 млн руб., сообщили в пресс-центре мэрии.
Это здание школы № 54 (Крылова, 18). Примерно такой же гимназия № 9 была до ремонта. Обе школы постройки 30-х годов и являются образцами предвоенного сталинского ампира, рассказал главный хранитель музея истории архитектуры Сибири НГАХА Сергей Филонов. Он объяснил, что у сталинского ампира было 4 этапа с разными характерными особенностями.
Изначально советские власти обратились к ампиру — позднему классицизму времен Наполеона I — с недюжинным энтузиазмом. В начале 30-х годов архитекторам была дана задача заимствовать из прошлых эпох — классицизма, неоклассицизма и даже средних веков. Здания в проектах времен раннего сталинского ампира походили на дворцы восточных правителей. Однако в Новосибирске с этой пышностью развернуться не успели, поскольку тогда здесь главенствовал конструктивизм. Лишь некоторые конструктивистские здания были декорированы мощными барельефами в стиле раннего сталинского ампира — например, оперный театр.
К слову, сталинским ампиром этот архитектурный стиль называется только в России — в мире его относят к соцреализму. От классического ампира его отличает советская тематика лепнины и барельефов. Вместо лаврового венка — воспевание колхозной тематики: венки из пшеницы, например. Вместо греческих богов на барельефах — сцены жизни и труда советского народа. Здание академии водного транспорта изначально было построено в стиле революционной романтики, однако позже и его декорировали в духе раннего сталинского ампира, отметил Сергей Филонов.
Следующий этап — предвоенный сталинский ампир — характеризуется строительством жилых домов, школ вроде школы № 54 и гимназии № 9. Однако самым вычурным стал послевоенный сталинский ампир. Его шедевром считается здание СГУПС. Характерные черты стиля — мощный портик (пристройка над входом с колоннами), традиционные декорации — лепнина в виде гирлянд, венков и т.д. В ампире Наполеона все эти атрибуты были триумфом победителям, рассказывает Филонов.
В послевоенном ампире стало модно надстраивать дома бельведерами — башенками на крыше домов. Вообще-то это характерные черты барокко, но сталинский ампир был стилем эклектичным, впитавшим в себя, помимо собственно ампира, и другие элементы, объяснил Сергей Филонов. Вот этот бельведер возвышается в середине длинного жилого дома по ул. Станиславского, 4, который считается самым красивым зданием левого берега, отметил Филонов.
Дом на Станиславского был построен в 1953 году архитектором Николаем Хроненко. Изначально он предназначался для работников «Сибсельмаша». Одного из них, пенсионера, корреспонденты встретили во дворе. «Дом уже износился, все батареи меняем за свой счет. Но потолки высокие, 3,40 м, — не допрыгнешь», — посмеялся он, добавив, что, несмотря на старость дома, от стен не дует и жить в шедевре архитектуры тепло.
Потолки и правда высоки настолько, что над вторым ярусом детской кровати еще помещается полка. Хозяйка квартиры Наталья (имя изменено. — З.К.), которая любезно запустила корреспондентов в свою квартиру, рассказала, что оригинальный потолок они оставили только в одной комнате — натяжные сделать оказалось намного дешевле, чем оштукатурить и побелить старые. Она гордится, что живет в таком красивом доме, но посетовала: «Деревянные перекрытия — дом пожароопасный. Когда у соседа что-то на плите горело, приехали 2-3 пожарные машины».
У подъезда рабочие меняли канализационную трубу и рассказали, что в старом доме, конечно, такие проблемы возникают чаще. Во дворе на живописной кирпичной стене висит ободранный плакат с напоминанием о «высокой культуре быта», лестницы, ведущие к подъездам, разбиты, в подъезде красочно шелушатся краской облупленные стены. Единственной жалобой жителей было лишь то, что не выделяется денег на капитальный ремонт здания.
Те же проблемы в доме по ул. Богдана Хмельницкого, 38. Здание стоит справа от ДК Горького и вместе с ним и домом напротив составляет единый комплекс — памятник архитектуры послевоенного сталинского ампира. Старшая по дому Татьяна Чернакова рассказала, что счастлива жить тут: «А минус только один — у государства нет денег на достойное содержание нашего ансамбля-памятника архитектуры, а возможности жителей-пенсионеров, которые являются основным контингентом, еще меньше».
Татьяна сообщила, что после сдачи дома в 1957 году новоселами были в основном административные работники завода химконцентратов. Трех- и четырехкомнатные квартиры были коммуналками — сейчас почти каждая принадлежит одной семье, за редким исключением. Вместе с ней и одним из старожилов корреспонденты НГС.НОВОСТИ забрались через чердак в башню-бельведер на крыше дома.
Бельведер с итальянского переводится как «прекрасный вид» — в Европе так называют беседки в парке или замки с особенно красивыми видами, в России же слово обозначает легкую надстройку. Даже во времена сталинского ампира обозревать окрестности из бельведеров не планировалось, сейчас же они вообще находятся в запустении — с 1957 года эта башенка ни разу не ремонтировалась. Впрочем, фасад здания, по рассказу жителей, был отремонтирован в 2008-м, но уже через 2 года результат некачественной работы стал осыпаться.
Планировки и габариты квартир в этом доме разительно отличаются от хрущевских. «Высота потолков от 2,7 до 3 м, большие окна, раздельный санузел даже в однокомнатных квартирах, в некоторых квартирах большая прихожая — до 10 кв. м. Площадь однокомнатных около или чуть больше 40 кв. м, самые большие квартиры в доме — четырехкомнатные, площадью около 90 кв. м», — рассказала Татьяна. Она сообщила, что стоимость жилья в доме — около 40–45 тыс. руб./кв. м, и добавила: «Квартиры в нашем доме продаются очень редко, известны случаи переезда внутри дома, без серьезной причины никто не уезжает».
Жилая часть дома — 6-этажная, в 4-этажной секции располагается библиотека. На 1-м этаже — взрослый абонемент. Высота потолков — 3,7 м. «После этого пространства я прихожу в маленькие офисы и чувствую, что там как будто воздуха не хватает. Здесь по-другому себя чувствуешь», — призналась директор библиотеки им. Лихачева Ирина Зырянова.
«Здание строили пленные немцы, — сказала она и похлопала в ладоши: — Слышите, какая акустика? У нас тут проходили балы культурного центра «Отражение». Следующим этапом после послевоенного сталинского ампира стал переходный к хрущевкам. В 50-е – начало 60-х годов Никита Сергеевич Хрущев запретил излишества в архитектуре: лишние декорации с домов в проектах убрали, но планировки некоторое время еще были прежними. В это время был построен ряд зданий вблизи технического университета на пр. Маркса, рассказал Сергей Филонов.
Архитектор отметил, что в последние годы наметилась мода на «исторические» здания, в современные дома стали внедрять элементы архитектурных стилей ушедших эпох. Например, выстроенный после пожара жилой дом на ул. Советская, 8 выполнен в классической расцветке ампира. Филонов рассказал, что здания ампира были либо серыми, либо классического сочетания желтого, белого и оранжевого цветов. Нередко элементы этого стиля пытаются применять даже к высоткам: например, 20-этажка в жилом комплексе «Эдем» на Богдана Хмельницкого.
Нынешнюю тягу властей и заказчиков к «историческим» зданиям среди проектировщиков и архитекторов в шутку называют «путинским ампиром», признался Сергей Филонов, отметив общую архитектурную тенденцию: «Сейчас востребован период Сталина — элементы [архитектуры той эпохи], в меньшей степени — модерн времен Николая II».
Зинаида Кузнецова
Фото Татьяны Кривенко