Бомжи, которые греются или справляют нужду в полуразвалившемся домишке на улице Большевистской, 7, не подозревают, что находятся под крышей старейшего здания в городе — объекта культурного наследия, охраняемого государством. На прошлой неделе совет по сохранению историко-культурного наследия при губернаторе одобрил проект музейно-паркового комплекса «Городское начало». Согласно проекту, домик на Большевистской — контора инженера Будагова постройки конца XIX века — должен быть реставрирован. Внутри же музейщики собираются восстановить интерьер и атмосферу тех времен, когда строился железнодорожный мост через Обь, вокруг которого вырастет город.
Справка: Будагов Григорий Моисеевич (1852–1921) родился в армянской семье в Санкт-Петербурге, окончил институт инженеров путей сообщения. В 1893 году был направлен на строительство мостов Западно-Сибирской железной дороги. Фактически руководил строительством моста через Обь. В 1911-м возглавил изыскания, а затем строительство Алтайской железной дороги.
Одноэтажный домик по адресу Большевистская, 7 (в 300 м от «Мегаса») — официально одно из старейших зданий Новосибирска. Деревянное здание размером около 20х10 м было построено в конце ХIХ века под контору Григория Будагова — главного инженера на стройке железнодорожного моста через Обь (1894–1897). До того как стать Большевистской, улица 20 лет называлась именем Будагова.
— Что можно сказать о его личности? Известно, что он добивался сокращения расходов на строительство, из чего можно предположить, что он не воровал». Кроме того, что Будагов построил мост, давший начало Новосибирску, он успел еще и стать в некотором роде родоначальником местного образования. Желавший повысить культурный уровень своих рабочих, инженер открыл здесь на собственные деньги школу, при ней — библиотеку и драмкружок. В 1897 году же по его ходатайству на станции построили полноценную двухэтажную начальную школу с казенным финансированием.
«Это благодаря Будагову приобщившиеся к культуре горожане массово называли улицы именами писателей — Лескова, Толстого, Державина, Достоевского, — считает архитектор Игорь Поповский. — Потому что для того времени это было не слишком типично».
При всех этих достижениях, — как отмечает господин Шиловский, — современные новосибирцы из основателей знают Гарина-Михайловского (благодаря раскрученности имени), относительно знают Тихомирова (благодаря полудетективной истории с его могилой), Будагов же малоизвестен и не задержался в городских легендах. «Инженер путей сообщения по тем временам был носителем прогресса и инновационных начал, — иронично продолжает Михаил Шиловский, — можно сказать — инноватором».
Формально дом первого новосибирского инноватора остается приватизированным жильем (на дверях сохранились намалеванные краской номера квартир), но на самом деле давно нежилой. «Еще в 90-е годы в нем останавливались цыганские таборы. И разваливается он давно — там рядом теплотрасса и плохая ситуация по грунтовым водам», — комментирует Дмитрий Туаев, руководитель архитектурно-строительного информационного сайта Novosibdom.ru.
Культурным наследием регионального значения здание признали в 2000 году. В 2011-м областные власти сообщили, что в рамках областной программы «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012–2017 годы» в бюджете нашлись деньги на реставрацию конторы Будагова.
Согласно программе, реставрированный дом должен стать частью музейно-паркового комплекса «Городское начало». Внутри домика идеологи проекта из Музея Новосибирска собираются реконструировать типичную инженерскую контору.
Такую, в которой Будагов мог бы жить и работать — все сходятся на том, что эти функции дом, скорее всего, совмещал, поэтому музейщики собираются поставить в реконструированной конторе-музее и кровать. Как рассказала директор Музея Новосибирска Елена Щукина, по проекту территорию вокруг конторы должны благоустроить, а через Большевистскую — устроить подземный или надземный пешеходный переход, который соединял бы домик собственно с парком «Городское начало», где стоит ферма того самого моста.
За прошедшие со времен рождения всех этих идей два года состояние дома Будагова заметно ухудшилось. Угол обгорел во время прошлогоднего пожара. Через открытое окно можно заглянуть или залезть внутрь, чтобы обнаружить руины: страшные провалы в полу, груды кирпича, огромные пробоины в потолке. К тому же культурное наследие так пропахло мочой, что даже стоять рядом практически невозможно. От лучшей жизни у домика сохранился резной декор на окнах — по словам архитектора Игоря Поповского, уникальный.
При этом в городе не сохранилось дома, который мог бы твердо оспаривать у построенной в середине 1890-х конторы Будагова статус старейшего в городе. Чуть старше разве что водонапорная башня у вокзала.
«При советской власти всё, построенное до революции, считалось плохим и при первом же удобном случае сносилось, — объясняет, как исторический дом пришел в такое состояние, Сергей Филонов, главный хранитель музея НГАХА. — Будагов же был не очень популярным персонажем, потому что царских чиновников предпочитали не вспоминать». Нынешнее внимание к домику Будагова, как считает господин Филонов, — это и часть кампании к 120-летию города, и энтузиазм Музея Новосибирска, которому не хватает помещений (особенно такой исторической ценности).
Александр Кошелев, начальник управления по госохране объектов культурного наследия НСО, объясняет, что реставрацию здания задерживает его статус: формально он по-прежнему находится в собственности бывших жильцов. Работы по уже готовому проекту реставрации, по свидетельству главы управления госохраны, начнутся, как только мэрия закончит переоформление домика в муниципальную собственность.
Реставрация здания, по оценкам Александра Кошелева, обойдется примерно в 6 млн руб. — и это можно сделать уже в нынешнем году. Приспособление и техническое оснащение здания под музей — следующий этап, его стоимость пока неизвестна, а сроки — неясны. «Я уверен, что оно будет отреставрировано. Будет ли музей? Поживем — увидим», — заключил начальник управления по госохране.
Елена Полякова
Фото автора