Город «Здоровые преступники гораздо опаснее больных»

«Здоровые преступники гораздо опаснее больных»

Директор областной психбольницы объяснила, почему душевнобольной мог отрезать голову матери

30 мая в Ленинском районе Новосибирска произошло убийство, настолько же кошмарное, насколько и абсурдное: 45-летний горожанин убил свою мать, отрезал ей голову, которую положил в полиэтиленовый пакет и выбросил из окна на улицу. По данным следствия, мужчина страдает психическим расстройством и недавно проходил лечение. Корреспондент НГС.НОВОСТИ решил разобраться, что движет такими людьми, и пообщался с Ириной Корольковой, главврачом областной психиатрической больницы № 6, в которой содержатся душевнобольные преступники.

Справка: Королькова Ирина Ивановна в течение последних 10 лет работает главным врачом Новосибирской областной психиатрической больницы № 6 специализированного типа. Стаж в психиатрии — 30 лет. В 2001 году защитила диссертацию на тему «Агрессивное поведение больных шизофренией».

Расскажите, пожалуйста, сколько в области и городе острых душевнобольных?

Больные делятся на две главные группы: консультативную и диспансерную. В первом случае речь идет о консультировании и лечении пациентов, не имеющем никаких юридических последствий. Человек сюда приходит по своей воле: хочет — продолжает лечение, хочет — нет. Диспансерная группа состоит из лиц с хроническими психическими расстройствами. Такие пациенты обязаны приходить в клинику с определенной периодичностью, которую советует врач. Если они не являются, их могут пригласить в активной форме или посетить на дому.

То есть получается, что примерно у половины обнаруживаются хронические и тяжелые заболевания.

Какие психические болезни наиболее распространены среди новосибирцев?

Основные — это олигофрения, старческие психозы, шизофрения и интоксикационные психозы. Наибольший интерес у общества обычно вызывает шизофрения. Заболевание это сложное, причины его до сих пор не установлены, а когда неясно — всегда страшно. Количество шизофреников стабильно. По этой болезни существует мировая статистика, из века в век она практически не менялась — около 1 % от населения. Любопытный факт: когда Гитлер истреблял душевнобольных, какое-то время в Германии шизофрении не было совсем, однако потом, когда популяция продолжила воспроизводство, все вернулось на круги своя, и доля больных шизофренией опять составила около 1 %.

Пожалуй, самый главный бич, если говорить о психических болезнях, это олигофрения — врожденное умственное недоразвитие, зависящее от многих социальных факторов (алкоголизм и наркомания) и экологических.

Количество олигофренов в России растет, и наш регион тоже не на последнем месте.

Кроме того, заметна тенденция роста психозов лиц пожилого возраста. Здесь рост, как мне кажется, связан с улучшившейся выявляемостью и увеличением продолжительности жизни. Интоксикационные психозы (алкогольный или наркотический) в количественном выражении не растут, но всегда занимают «почетное» место среди других заболеваний. Из всех болезней в структуре заболеваемости самая распространенная — олигофрения, потом старческие психозы.

Чем отличается острый психоз от неострого? Где грань?

Острый психоз характеризуется тем, что у человека теряется способность критически и адекватно оценивать свои поступки и отношение к ним окружающих. Конечно, адекватность — понятие относительное. Возникает вопрос: адекватно чему? Под адекватностью мы имеем в виду адекватность окружающему социуму, продуктивность в социуме. Единого понятия психического здоровья как такового не существует, оно больше философское.

Мужчина убил мать, отрезал ей голову, положил в пакет и выбросил из окна на улицу. Как вам кажется, что движет человеком, когда он совершает подобный поступок?

Если у человека обострение, он уходит в мир своих собственных переживаний. Тут могут быть и галлюцинации, и бред, и расстройство памяти. У каждого заболевания свои закономерности. Больной начинает вести себя адекватно своим болезненным переживаниям. У больных белой горячкой в основном зрительные галлюцинации устрашающего характера, очень яркие и красочные. Когда человек видит что-то угрожающее, он прячется, проявляет агрессию по отношению к этим галлюцинациям. Он мечется и прячется.

Больным шизофренией чаще всего слышатся голоса. Я предполагаю, что в случае, о котором вы рассказываете, было что-то похожее.

Императивные слуховые галлюцинации, которые человека заставляют делать что-то, что окружающим кажется немотивированным. Чаще всего больные шизофренией совершают особо тяжкие деяния, когда находятся под воздействием галлюцинаторно-бредовых переживаний: они повинуются им и испытывают страх перед ними, так как чувствуют угрозу собственной личности. У них срабатывает логика преследуемого преследователя: если не я убью, то убьют меня. К слуховым галлюцинациям часто подключаются бредовые идеи — враждебность окружающего мира, идея преследования, отравления и т.д. Все эти поступки совершенно логичны с точки зрения патологической логики больного — он вам эту логику может объяснить.

Как лечатся такие больные? Как понять, выздоровели они или нет?

Больные проходят медикаментозное лечение. В результате к человеку возвращается критическое восприятие действительности, и он осознает, что совершил противоправное деяние. Будучи в ремиссии, человек принимает препараты, поддерживающую терапию, и работа диспансерного наблюдения состоит в том, чтобы больного контролировать.

То есть, несмотря на то что причина шизофрении неясна, их лечат медикаментами?

Лекарства именно от шизофрении нет. В основном, больным дают антипсихотики — современные препараты, которые купируют возбуждение и тревогу. Это мировая практика.

Какова степень вероятности, что больной будет опасен в последующем?

Обычно люди думают, что если человек болен шизофренией, он априори потенциально опасный человек. Это совершенно не так.

Я этот вопрос изучала, и в центре Сербского (Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. — В.И.) проводили исследования, которые выявили, что совершившие тяжкие преступления здоровые люди гораздо опаснее больных.

Так, исследовали группу пациентов, совершивших убийство, в результате было выявлено, что лишь у 15 % имелись психические отклонения. Среди тяжких преступлений доля совершенных душевнобольными составляет максимум 20–25 %. Кроме того, далеко не все больные с острыми психозами способны на физическую агрессию.

Однако агрессивные здоровые преступники способны понять обращенные к ним слова…

Но они не понимают! Вот в чем проблема.

Больными каких болезней чаще всего совершаются правонарушения?

Тут нельзя выделить какую-то одну болезнь обособленно. И олигофрены, и шизофреники, и пациенты со старческими психозами совершают преступления.

Часто убийства совершают старики. Тут необходимо считаться с особенностями психики пожилого человека: раздражительность, гневливость, отсутствие контроля за эмоциями.

Если у лиц пожилого возраста обстоятельства преступлений обыденные, бытовые и легко понятные обывателю, то у больных шизофренией убийства изощренные и с более сложной мотивацией: больной может счесть себя, к примеру, властителем мира, и все такое прочее.

Много ли в городе людей больных, но не являющихся вашими пациентами?

Трудно сказать — я бы не решилась называть какие-то цифры. Скажу только, что, согласно исследованиям, в каждой четвертой семье в России люди знакомы с проблемами психиатрического характера. Но в обществе очень не любят психиатров, потому что у нас в СМИ и в кино показывают дикие вязки, шокеры, уколы, садистов-санитаров.

А это неправда?

Сейчас это неправда. Я работаю 30 лет и ничего такого не видела. Единственное, что печально, — это условия содержания больных, которые унижают человеческое достоинство. Тесные палаты по 6 и 8 человек, где больные вынуждены лежать в течение долгого времени.

И санитары больных никогда не бьют?

Я бы не говорила — «никогда». Везде что-то случается — в школе, к примеру. Но мы, как только замечаем что-то такое, увольняем без разговоров. Это, если хотите, наше кредо. На мой взгляд, люди, которые работают здесь, склонны к самопожертвованию, потому что работают в опасных и тяжелых условиях труда.

Как происходит превращение из условно больного человека в по-настоящему больного?

Человек замыкается, уходит в себя, у него понижается продуктивность работы. Он уходит мыслями в себя и в течение заметного периода времени ведет несвойственным для себя образом. Например, вы спрашиваете одно, а он отвечает совсем другое. Меняется его внешний вид — человек становится скрытным из-за повышенного уровня страха и, соответственно, враждебности, неряшливым или чересчур экстравагантным, появляется несвойственная грубость и цинизм. Но о каком-то одном симптоме, безусловно, говорить нельзя. Это комплексное изменение рисунка поведения.

Владимир Иткин

Фото gettyimages.com (1), автора (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
426
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«На капоте двойной окрас, на месте логотипа — шпатлевка»: сибирячка купила нового «китайца» в салоне — машина оказалась битой
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Даже ностальгия перестала работать»: журналистка НГС посмотрела новогоднюю комедию о селебах — почему новый фильм ее расстроил
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Рекомендуем
Знакомства
Объявления