«Ротан – отечественная пиранья, рыба крайне зловредная, но вкусная», – рассказывают рыбаки. Еще в 1950-х годах, когда ученые проводили работу по акклиматизации ценных амурских рыб, эта рыба попала в Европейскую часть России и наделала там много бед. В октябре 2006 года новосибирские ихтиологи выяснили, что ротан мало того что обосновался в водоемах области, так еще и акклиматизировался к нашим суровым сибирским условиям. Чем обернется «ротановое вторжение», пока неясно. Ихтиологи призывают не драматизировать ситуацию, однако не исключают возможности повторения событий в Финском заливе, где ротан практически вытеснил из Невской губы аборигенные виды рыб.
«В течение последних пяти лет мы проводим ревизию видового разнообразия рыб и беспозвоночных животных, населяющих заморные водоемы Новосибирской области, – рассказывает старший научный сотрудник Института систематики и экологии животных, ихтиолог Елена Ядренкина. – В 2006 г. мы исследовали 20 озер Карасукского района и 20 – Венгеровского. Одним из важных результатов поездки в Венгеровский район явилось то, что в некоторых озерах и реках этого района обнаружен ротан – дальневосточный вид, естественный ареал которого охватывает бассейн реки Амур, рек Кореи и северо-востока Китая. Появляющаяся время от времени информация о нахождении ротана в озерах и прудах Алтая, прудах-охладителях Томской и Кемеровской областей ранее у меня не вызывала особого беспокойства. Я понимала, что эта рыба заселяет водоемы с повышенным фоном температуры воды. То есть, этот вид комфортно чувствует себя в прудах и других замкнутых резервуарах, где условия приближены к его родным».
В европейской части России ротан уже стал причиной многих проблем. В Финском заливе, например, его появление привело к катастрофическим последствиям. Ротан – рыба всеядная, легко переключающаяся с одних кормов на другие. Активно поедает он икру, самих рыб, вытесняя таким образом своих соседей.
«Я очень не люблю истерию и громкие спекулятивные заявления, – говорит Елена Ядренкина. – Однако когда идет такое интенсивное наступление и встраивание вида в экосистему водоемов, необходимо как минимум изучить его адаптивные свойства, изучить возможность регулирования численности его популяции».
Рыбаки в Венгеровском районе ротана любят: эта рыба крупнее карася, более мясистая и вкусная. Соответственно, в Венгеровских водоемах ротана холят и лелеют. Однако серьезная проблема может возникнуть, если ротан попадет в Обь. Как предполагает Елена Ядренкина, он может подорвать репродуктивный потенциал аборигенных рыб, осуществляющих нерест в мелководной прибрежной зоне. Ихтиологи уверены, что реализацию программы по изучению «видов-экзотов» и их функциональной роли в сообществе гидробионтов естественных водоемов региона целесообразно проводить своевременно, не дожидаясь, когда ситуация выйдет из-под контроля.
В статьях, посвященных ротанам, сообщается о том, что ротаны достаточно быстро попадают почти во все подходящие водоемы, расположенные поблизости от уже заселенных. Ротан приклеивает свою икру к телу домашних и диких водоплавающих птиц, и они разносят ее по всей округе. Регулировать популяцию крайне сложно: для полного истребления приходится либо травить ее, либо осушать водоем.
Кроме рыб, жертвами ротана становятся практически все водные беспозвоночные, кроме клопов-гладышей и крупных прудовиков. Из амфибий больше всего достается тритонам. Ротаны едят и их личинок, и взрослых животных, а еще чаще изводят атаками, кусают за лапки и хвост. Из всех амфибий лишь серая жаба соседствует с ротаном мирно. Ее личинки гастрономического удовольствия «амурской пиранье» не доставляют.
Владимир Иткин, специально для НГС.НОВОСТИ