На экраны фонтаном крови выплеснулся новый фильм Квентина Тарантино «Джанго освобожденный». Джанго — это черный раб в Америке XIX века, купленный доктором Шульцем, церемонным немцем в жилетке и бородке. Шульц путешествует под личиной дантиста, а на самом деле работает на американское правительство — охотником за головами, вольным стрелком с ордером на доставку преступника «живым или мертвым» (мертвым, конечно, удобнее). Доктору нужен помощник. А Джанго (у которого есть собственный расстрельный список хозяев и надсмотрщиков) нужен наставник на пути воина.
Справка: «Джанго освобожденный» (Django Unchained — США, 2013) — фильм о чернокожем рабе, который обретает свободу, оружие и наставника, чтобы отомстить рабовладельцам. Реж. Квентин Тарантино («Криминальное чтиво»). В ролях — Джейми Фокс («Рэй»), Кристоф Вальц («Бесславные ублюдки»), Леонардо ДиКаприо, Сэмюэль Л. Джексон («Криминальное чтиво»). Бюджет — 100 млн долларов. 165 мин.
На пути воина-мстителя не найти наставника лучше доктора Шульца — настоящего профессионала, который способен пристрелить шерифа на глазах у всего города — и после этого убедить горожан, что они еще и остались ему должны 200 долларов. Впереди у тандема Джанго и доктора — схватка с глупыми куклусклановцами, которые проваливают свое мерзкое дельце, переругавшись из-за фасона мешков на голову. И целые связки настрелянных доктором и навьюченных на лошадку бандитов. Все это — частности на пути к главной цели: плантатору, который купил и мучает жену Джанго. Помешанного на расовых теориях и самодельных гладиаторских боях садиста играет — и достигает высоких степеней омерзительности — Леонардо ДиКаприо.
Два года назад Тарантино сделал «Бесславных ублюдков» на гибридном двигателе. Помимо своей обычной эксплуатации зрительской тяги к смачному насилию и киноманским играм, он подключил мощную энергию стремления к справедливости. У зрителя, который до «Бесславных ублюдков» видел миллион и один фильм о Холокосте, накопилось наивное и яростное желание невозможного: хотя бы раз увидеть, как жертвы перестают быть покорными, восстают и воздают по заслугам. Тарантино же в «Ублюдках» дал желанию волю — и воплотил его в истории о евреях-диверсантах, взрывающих и убивающих эсэсовцев толпами.
К теме рабовладельческой Америки Тарантино подбирался давно. И всегда с конской жадностью хлебал вдохновение из спагетти-вестернов, за который теперь взялся уже всерьез и двумя руками: виртуозные перестрелки, кони, скачущие в закат, отборные, как скот, и грубые, как ковбойское седло, негодяи. Но душа у «Джанго» при этом неожиданно не американская. Сам режиссер говорит в интервью, что первая придуманная им сцена фильма была написана под Кристофа Вальца, а уже потом под нее сочинилось все остальное. Собственно, Тарантино и открыл Вальца в «Бесславных ублюдках» — и подвел под «Оскара» за незабываемую роль заслуженного работника гестапо. В роли доктора Шульца в «Джанго» Вальц продолжает орудовать своими жутковатым очарованием, старомодной опасно-холодной вежливостью и немецким акцентом. Словно поддавшись обаянию акцента, «Джанго» вышел весьма германофильским. Вместо обычного тарантиновского трепа о кинематографе и прочей поп-культуре тут обсуждают легенду о Зигфриде и Брунхильде (в довольно необычной трактовке, правда), которая оказывается прототипом истории Джанго и его жены. Мурлычут Auf Wiedersehen! прежде, чем разнести мозги очередного оппонента в ошметки. И используют эвфемизм «поговорить по-немецки» для обозначения уединения с красивой рабыней.
По тарантиновским меркам «Джанго» — кино прямо-таки минималистичное. По сравнению с «Криминальным чтивом» или теми же «Ублюдками» тут совсем безлюдно — знаковых персонажей всего-навсего пятеро. Всего одна сюжетная линия. Нет фирменного долгого антракта с болтовней о вещах, не имеющих отношения к сюжету. Тут вообще чаще убивают и умирают, чем говорят.
По градусу жестокости Тарантино превосходит даже собственные былые достижения: прямо в кадре собаки рвут беглого раба на части, скачет потерявшая седока белая лошадь, кровью перекрашенная в красного коня, впереди маячит кастрация раскаленным ножом.
Впрочем, это формальные признаки. Ну а главное, — насколько от всего этого смешно, душераздирающе и интересно, — не такой уж простой вопрос. Я знаю многих людей, уверенных: начиная с «Бесславных ублюдков» старина Квентин превратился в дутого самопародиста. Он делает вроде то же самое, что и раньше, — но они не чувствуют былого бешеного драйва. В конце концов, творческий старческий маразм действительно иногда настигает именно кинорежиссеров в том возрасте, в котором художники других областей еще только приступают к расцвету. И «Джанго» этим людям не понравится, потому что он — логическое продолжение «Ублюдков». Лично мне же «Джанго» доставил немало приятных минут, довольных смешков и даже волнений, хотя, на мой вкус, «Ублюдки» были мощнее. Ясно, и что часть удовольствия крадет русскоязычный дубляж (поэтому важно отметить, что кинотеатр «Победа» обещает запустить позже версию с субтитрами).
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru