Вышедший на российские экраны на этой неделе «127 часов» — фильм-эксперимент, в котором пойманный за руку в каменный капкан альпинист почти неделю перебирает способы вырваться, примириться и попрощаться. А потом берется за тупой нож и зрители зажмуриваются. Кроме того, «127 часов» — это один из фаворитов предстоящего «Оскара». Правда, едва ли кино Дэнни Бойла (совсем недавно осыпанного наградами за «Миллионера из трущоб») победит и в этот раз.
Справка: «127 часов» (127 Hours; США – Великобритания, 2010) — приключения, триллер. Альпинист, зажатый камнем в расщелине, проводит практически без еды и воды пять суток, прежде чем решиться отрезать себе руку. Основано на реальных событиях. Режиссер — Дэнни Бойл («На игле», «Миллионер из трущоб»). В главной роли — Джеймс Франко («Человек-паук»). Шесть номинаций на «Оскар» (лучшие фильм, мужская роль, адаптированный сценарий, монтаж, песня, саундтрек). Бюджет — 18 млн долл. 94 мин.
Скалолаз-любитель Арон Ралстон едет в горы. В кадре проносятся пейзажи и портреты случайных знакомых, которых Арон располагает к себе с легкостью героя рекламы шампуня от перхоти (в которой люди красиво моют голову в водопаде и с ними никогда не случается ничего плохого). Но живописный поход обрывается в самом начале: герой проваливается в расщелину, увлекая за собой огромный камень, который намертво зажмет ему руку.
Попытки Арона освободиться, приступы паники и запись на видеокамеру прощальных посланий перемежаются снами, воспоминаниями — а потом все больше галлюцинациями. Арон жалеет, что не взял трубку, когда ему в последний раз звонила мама; вспоминает то бывшую девушку, то себя в детстве. Потом усталый мозг начинает подселять призраков прошлого и маловероятного будущего прямо в расщелину... Едва ли стоит придерживать в качестве сюрприза финал, в котором Арон решится все-таки отпилить себе руку карманным ножом. Снято кино по бестселлеру, основанному на нашумевшей в Штатах истории. В общем, кино по большому счету снимали для зрителя, знающего, чем дело кончится.
Однорукий прототип главного героя фильм за правдоподобность похвалил.
А в кино ему, кстати, не льстят. Как и герои прославившего Дэнни Бойла «На игле», Арон — определенно лицо поколения, но карикатурное. В путь его зовет не экзистенциальная тоска, а зуд того рода, который порождает тонны однообразных фотографий в блогах. Арон — тот, кого хочется назвать и блогером, и хипстером. Он любит сниматься на камеру в вытянутой руке, он тренированно остроумен — даже на грани смерти. И это не старый горько-бодрящий юмор висельника, а нечто новое — свидетельство того, что современный человек превратился в ходячее медиа. Это медиа непрерывно производит репортажи и остроумные комментарии на злобу дня.
И даже после мучительной первой попытки ампутации человек-медиа находит в себе ресурсы для емкого (по понятным причинам — устного) «твита»: «Эй, никогда не покупайте китайские тупые ножи».
Когда от боли, страха, голода и жажды синтетическая оболочка блогера с Арона сползает, под ней остается существо, которое фильм запечатлевает, уже не стесняясь интонаций программы «В мире животных». Одним словом, мораль и цинична, и утешительна. В любом человеке, как известно, скрывается испуганный зверь, но неправы те, кто считает, что цивилизация окончательно лишила офисных работников способности на то, что (в разных жанрах и мировоззрениях) называется либо подвигом, либо триумфом инстинкта самосохранения. «127 часов», впрочем, вовсе не философия и антропология. Это энергичная и увлекательно рассказанная байка на чистом адреналине.
Едва ли ее захочется пересматривать еще раз, но на полтора часа она камнем прижимает зрителя к креслу.
Причем дело не в зрелищности. Тут есть все фирменные — и неожиданно выглядящие трогательно старомодными — фишки режиссера Бойла. Клиповый монтаж, кислотные цвета и крайне изобретательная (в плане вдруг выглянуть из самой неожиданной норы или понестись галопом) камера. Но галлюциногенные экскурсы героя в прошлое оказываются ненужной уступкой зрителю. Потому что камерные эпизоды выглядят куда интереснее воспоминаний героя — и, разумеется, куда больше о нем сообщают (как у Высоцкого — «парня в горы тяни… там поймешь, кто такой»).
И помните: если в процедурном кабинете вам приходилось видеть во внезапном тумане спешащую к вам медсестру с нашатырем (да и просто, если вы отворачиваетесь, когда у вас берут кровь), «127 часов» доставит несколько минут неприятно колотящегося сердца и легкой дурноты. И неизвестно еще, какая из его лабораторных работ тягостнее — собственно хрустливое переламывание и пиление руки или, скажем, питье мочи на четвертый день заточения.
Экспертиза: Павел Леонтьев, мастер маршрутов экспедиционно-туристического клуба «Викинг-Росс»: «Чаще всего путешественников губит завышенная самооценка, эйфория от выброса адреналина, когда кажется, что можешь все и инструкциями можно пренебречь. Горы, как люди, могут простить ошибку, но не пренебрежительное отношение. История про отрезанную руку в фильме мне не кажется невероятной. Я слышал про такие случаи и у альпинистов, и у дайверов. Про похожие случаи на Алтае ходили слухи, но именно слухи, поэтому утверждать не буду. Лично у меня самый запомнившийся пограничный момент был, когда мы застряли на 9 суток на леднике, практически без еды, без ничего, и было ясно, что еще два дня — и нас снимут уже в пластиковых мешках. У кого-то началась пневмония, у кого-то — обезвоживание (потому что снегом, который по сути дела — дистиллированная вода, могут довольствоваться только киногерои). Письма писали прощальные, были истерики. Тут истерика зависит уже не от моральных устоев, а от «химии»: неизвестно, как нервная система себя поведет…».
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru