«Ночь пожирателей рекламы» — популярное мероприятие, которое у нас проводится уже на протяжении почти полутора десятков лет. Раз в году практически на всю ночь любители качественной рекламы собираются, чтобы просмотреть очередную порцию знаменитой коллекции самых интересных рекламных роликов разных времен и народов, собранную французом Жаном Мари Бурсико. В очередную «Ночь», как и в прошлую, таких любителей собрали в кинозалах «Синема Парк». А отличалось же это мероприятие от предыдущего наличием в программе веяния нового времени — вирусных рекламных роликов.
«Ночь пожирателей рекламы» проводят в Новосибирске с 1996 года. Тогда это было больше неким шоу и в основном мероприятием для профессионалов-рекламистов. Все остальное время, вспоминают очевидцы, «Ночь» была своеобразной тусовкой, задачи которой были просты — развлечь народ, а заодно показать, что и реклама бывает вполне «съедобной».
Президент городского объединения рекламистов Андрей Гладченко, организатор первой «Ночи», прокомментировал корреспонденту НГС.РЕЛАКС: «Радует, что в последние годы она («Ночь пожирателей рекламы». — И.К.)трансформируется в лучшую сторону. Публика несколько лет назад была очень странная — приходили напиться, поорать, поматериться. А сейчас публика стала более светской, более интересной… И, конечно же, я жду свежих сетевых роликов из интернета. К рекламе в интернете я отношусь с большой надеждой, потому что моя мечта детства — чтобы реклама перестала мусорить и попадала в целевую аудиторию. Реклама в интернете, на мой взгляд, способна острее попадать в аудиторию».
В этот раз в «Ройял Парке» не рискнули работать на протяжении целой ночи, как в прошлом году, когда открыты были все магазины. До утра, пока в восьми кинозалах происходило «пожирательство» более 400 рекламных роликов (свыше 4 часов непрерывного видео), не покладая рук трудились только работники кофейни у эскалатора.
Креативный директор организатора вечеринки event-агентства «Элкраф» Виктор Ершов заметил: «Здесь примерно около трети-четверти тех, кто никогда сюда больше не придет, это молодые люди, кто пришел сюда в первый раз и понял, что это — не его. И порядка 30–40 % тех, кто ходит сюда каждый год, несмотря ни на что. В этот раз не было VIP-зала, из-за кризиса, билеты в который в прошлом году стоили 3000 рублей».
Показы шли тремя блоками примерно с 23:00 и почти до самого утра. В этот раз в основном был представлен телевизионный «свежачок» — ролики с прокатом трех-, двух- или даже годовой давности. Такого объема старой рекламы, как на прошлых показах, в этом году не было — может быть, все самое интересное старое из коллекции Бурсико уже прокрутили в Новосибирске ранее? Не было и четко структурированных блоков: социальная реклама, реклама со звездами, вирусная — были перемешаны. В какой-то мере это доставляло определенный дискомфорт: отсидеть по-честному за просмотром всех рекламных блоков было довольно трудно, а выбрать по своему усмотрению что-то наиболее интересное — не получалось.
А вне кинозалов творились всякие искушения: тут тебе и различные знакомые-приятели, которых всех вместе встречаешь только на таких тусовках, и бары со всевозможными напитками — виски, коньяком и т.д.
В общем, хочется со всеми пообщаться, в том числе — и с коньяком и виски… Отдельные персонажи, видимо, не в меру наобщавшись с алкоголем, отметились здесь и в этот раз.
Без личностей, которые вдруг под утро начинали пьяным голосом что-то невпопад комментировать в зале во время показа роликов, не обошлось. Правда, стоит заметить, таких персонажей было гораздо меньше, чем в прошлые времена. Видимо, или их «коллеги» не пришли, или выпивка стала не по карману.
Среди публичных любителей «пожирать» рекламу были замечены упомянутый уже Андрей Гладченко, руководитель детской студии Smile господин Шорник, модельер Ольга Бузыцкая, некоторые бизнесмены, чиновники, банкиры и пр.
Самым ожидаемым для тех, кто хоть немного заранее поинтересовался программой, были, конечно же, вирусные ролики — те, что попадают в интернет и распространяются там за счет самих пользователей. Правда, выделить их было довольно сложно: можно ли считать вирусным роликом обычную рекламу косметической линии с Ксенией Собчак — рекламу, которая, как утверждают специалисты, по ТВ почти не показывалась, а размещалась в интернете? Или мини-фильмы по полторы-две минуты, хронометраж которых далек от телевизионного формата, — вирусная реклама или нет?
Однозначно рекламой из сети был красивый и сложный фильм-ролик знаменитого кинорежиссера Мартина Скорсезе про шампанское (ошибиться было невозможно: его показ предваряли титры о том, что это — вирусная реклама). А вот небольшой зарубежный ролик (вероятно, курьерских услуг — название промелькнуло довольно быстро), где письма передавались из рук в руки посредством зажимания их оголенной задней нижней частью тела, был и без объяснения вирусной — притом кем-то в шутку переозвученной — рекламой. Голос за кадром в финале всего этого действа выдал слоган: «Почта России — доставка через ж..у».
В целом подобранные ролики были больше красивые, чем смешные. И с минимумом каких-то компьютерных наворотов, что является, как заметили специалисты, определенным трендом в современной рекламе.
Выходили люди из «Ночи» в утро по-разному: кто шатаясь и еле вспоминая, где он был и что смотрел, кто ворча, что раньше было лучше, а кто с настроем обязательно очутиться здесь в следующий раз.
Илья Калинин
Фото Евгении Брыковой