6 марта суббота
СЕЙЧАС -3°С
Фото пользователя

Сергей Чернышов

Кандидат исторических наук, директор Новосибирского городского открытого колледжа
Фото пользователя

Сергей Чернышов

Кандидат исторических наук, директор Новосибирского городского открытого колледжа

Другие статьи автора

«Некоторые учителя стоят 18 тысяч»: директор колледжа — о том, почему зарплата педагога не должна быть выше рынка

Он убежден, что выделять какие-то отдельные профессии не стоит

Поделиться

Сергей Чернышов уверен, что&nbsp;педагог <nobr class="_">не должен</nobr> зарабатывать кратно больше, <nobr class="_">чем просто</nobr> хороший специалист на средней линейной должности

Сергей Чернышов уверен, что педагог не должен зарабатывать кратно больше, чем просто хороший специалист на средней линейной должности

Поделиться

В Новосибирске началась очередная учебная четверть — сейчас пока очно, но пандемия может вновь внести свои коррективы и вернуть дистант. Весь прошлый год шли разговоры о том, что преподавателям нужно доплачивать за такую большую нагрузку. Директор Новосибирского городского открытого колледжа Сергей Чернышов рассуждает, почему требования учителей о высокой зарплате не всегда обоснованны.

Так уж вышло, что через мой кабинет теперь проходят десятки разных людей. В наш колледж мы принимаем много сотрудников, многим отказываем, кого-то увольняем уже потом. И постепенно, одна история за другой, складывается какая-то совершенно дикая картина.

Первое — это то, что базовая ставка преподавателя в местных колледжах — это 8 с чем-то тысяч рублей в месяц. Чтобы заработать 25 тысяч рублей, преподавателю нужно взять две ставки, и еще пару кружков, и еще что-нибудь. Второе, что можно заметить, — учителя начальных классов на две ставки могут зарабатывать в Новосибирске аж 18 тысяч рублей, работая с классами по 37 человек, из которых треть — мигранты, не знающие русского языка.

Также есть резкое разделение и неравенство между единицами региональных школ и колледжей, имеющими доступ ко всем ресурсам, и остальными учреждениями, в которых платят вот эти 8 и 18 тысяч рублей зарплаты. Да что и говорить, моя карточка регулярно напоминает мне, что полная ставка доцента/кандидата/старшего научного сотрудника в вузе — это 20 с чем-то тысяч рублей в месяц. Но тут хотя бы правила игры другие и есть возможность заработать на грантах и прочей науке.

На это в ходе недолгой дискуссии мне отвечают: «Если они за столько работают, значит, столько и стоят. Если бы все учителя отказались работать за такие деньги, то зарплаты бы резко подняли — правило рынка. Тем более не нужно нам рассказывать, что «денег нет, но вы держитесь», деньги есть.

«Значит, они столько стоят» — важный аргумент, в значительной степени показывающий уровень образования в нашей стране.

Боюсь публично соглашаться, но это важный факт, который надо зафиксировать: да, действительно, некоторое малое количество учителей действительно стоит этих денег, и ни копейки больше. Но тут важно не забывать и другой аспект проблемы. Вот у вас есть выпускница какого-нибудь педагогического университета, допустим, даже магистрант. В Новосибирске у нее выбор, в общем, небольшой: можно устроиться учителем за 25 тысяч, а можно за те же 25 тысяч устроиться в сомнительную серую контору (а никто же не будет спорить, что не меньше половины местного бизнеса — это сомнительные серые конторы?). И конечно, она лучше устроится в школу — это хотя бы социально одобряемая профессия. Тогда тезис «Учитель столько и стоит» моментально преобразуется в тезис «Да это всё население столько и стоит».

Россия — бедная, в общем-то, страна с большими амбициями. Важным нерешенным вопросом при этом остается проблема: а должен ли учитель или педагог зарабатывать кратно больше, чем просто хороший специалист на средней линейной должности? И должны ли мы полагать, что 18 часов — это действительно полная ставка, если в офисном аду полная ставка — это 40+ часов? У меня (в том числе, как и у педагога) на эти вопросы есть дважды повторяющееся «нет».

Я не разделяю мнение, что учитель — это какая-то особенная профессия. Как человек, который работал и в офисном аду, и в школе, и в вузе, считаю, что те люди, которые пишут: «У учителей огромная отчетность», никогда не работали, например, в какой-нибудь большой и неповоротливой корпорации. С огромным количеством бумаг и с дополнительными переработками. Бухгалтер, который задерживается на 2–3 часа после работы, не бьет себя в грудь, как он загружен, и не говорит: «Платите мне в два-три раза больше рынка».

У нас огромное количество очень важных профессий. Начиная от сантехника. Возникли проблемы с отоплением квартиры, он их решает, иначе квартира замерзнет. Он тоже должен получать в два-три раза выше рынка? Или водитель автобуса, который везет людей по зимней дороге в колее? У него 50 душ за спиной. На каждую профессию можно найти объяснение, почему кто-то должен получать в два раза больше рынка.

Проблема в том, что у нас в целом бедная страна. И учителя у нас одинаково бедные со всеми. В этом главная проблема. Не потому, что они по-особенному бедные, а потому, что у нас все такие. Учителя получают относительно рынка среднюю зарплату. Нет людей, которые действительно получают голый оклад в 8 тысяч рублей, как было, например, в 90-е.

Недавно ко мне приходила учитель истории из хорошей муниципальной школы и руководитель методического объединения. Она сказала, что у нее зарплата 55 тысяч рублей. При этом она не завуч. И это по меркам нашего региона неплохая зарплата. В обычной организации, малом и среднем бизнесе, столько получает начальник отдела, линейный руководитель. Но у него и ответственность другая, и по выходным он на работе живет.

Насчет 18-часовой рабочей недели, которую многие считают полноценной и сравнимой с офисной: нужно понимать, что это академические часы, то есть по 40 минут. Поэтому получается уже около 12 часов в неделю. Я сам работаю преподавателем и совершенно искренне не понимаю, когда мне говорят, что при такой загрузке человек по умолчанию, просто по статусу «учитель» должен зарабатывать 50 тысяч рублей. С чего бы? Говорят, что остальное время идет на подготовку к уроку и проверку работ учеников. Хорошие учителя действительно так делают. Но мы все понимаем, что хороших учителей не 100% и даже не 50%. И понятно, что большинство никак не готовятся к урокам и тетрадки проверяют на перемене. И нет в реальности такой бешеной нагрузки.

Нужно заботиться обо всех — не выделяя какие-то профессии, потому что все важны. И проблема наших учителей в том, что они нигде в жизни обычно не работали, кроме школ, пусть даже и разных. И у них есть некоторое представление, что все остальные просто приходят в офис кофе попить, а они выполняют какую-то феерично сложную работу. Я думаю, что если бы учитель поработал типичным менеджером по продажам в организации малого бизнеса хотя бы пару месяцев, то с радостью вернулся бы в школу и всех любил.

Я вообще за то, чтобы люди больше зарабатывали и меньше работали.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

оцените материал

  • ЛАЙК38
  • СМЕХ5
  • УДИВЛЕНИЕ4
  • ГНЕВ146
  • ПЕЧАЛЬ17

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...