Культура мнение «Королева приходила за кулисы, благодарила»: гневная колонка об увольнении ведущего солиста НОВАТа Романа Полковникова

«Королева приходила за кулисы, благодарила»: гневная колонка об увольнении ведущего солиста НОВАТа Романа Полковникова

Юри Аннов удивлен, что звезду театра так легко отпустили перед самой премьерой

Любимец публики ушел молча, но его поклонники до сих пор удивляются такому поступку
Источник:

Ведущий солист НОВАТа Роман Полковников покинул театр. Причем произошло это накануне премьеры — балета «Собор Парижской Богоматери», в котором он 31 октября должен был исполнить партию Квазимодо. Его поклонники находятся в полном недоумении, а новосибирский журналист Юри Аннов, пишущий о культуре, и вовсе призывает руководство одуматься и вернуть Полковникова обратно. Читайте аргументы журналиста в авторской колонке.

В последние дни октября Новосибирск ожидал громкую премьеру. В НОВАТе показали балет классика мировой хореографии Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери». Ну кто не слышал знаменитую историю Эсмеральды и Квазимодо? Именно этот трагический сюжет развернулся в двух актах нового спектакля. Третьего акта в балете нет, но жизнь сама добавила к яркой истории еще один, не менее трагический сюжет. Из театра накануне премьеры увольняется премьер балета Роман Полковников. Это гром среди ясного неба, который не заглушить ни шумом аплодисментов в премьерные дни, ни мельтешащей подсветкой НОВАТа. И это событие заслуживает пристального внимания зрителей, театрального сообщества и всех новосибирцев больше, чем любая, даже самая громкая премьера.

Хотелось бы узнать, почему выдающийся артист балета уволился из «храма искусства», которому он служил потом и кровью, не жалея ни душевных, ни физических сил? Почему простой парень из Кемерова, посвятивший новосибирскому балету вместе с обучением двадцать четыре года своей жизни, был вынужден уйти из театра перед самой премьерой, в которой его ждала, возможно, одна из главных партий в карьере? Почему театр равнодушно, спешно и, главное, молча подписывает заявление артиста на увольнение по собственному желанию, молниеносно и в гробовой тишине молчаливого согласия убирает его фото и всякое упоминание с официального сайта театра? Невольно вспомнился вопрос Берии к руководству Северной Кореи, идеально подходящий к художественному руководству театра: «Они что там, совсем с ума посходили?!»

Роман — неотъемлемая часть истории новосибирского балета последних лет. Он заслужил абсолютное признание и уважение не только многочисленных поклонников балетного искусства, но и всего города, символу которого он служит всю сознательную жизнь.

«Новосибирск — это один из немногих городов страны, где в центре главной площади стоит не администрация, а Оперный театр»

И это, безусловно, делает наш город и его жителей, всех нас — особенными. Этот театр с куполом — символ всей страны, а все его артисты — гордость и достояние России. Возможно, этого понимания не хватало нынешнему художественному руководству театра для формирования более чуткого отношения к артистам.

Что же случилось?

Полковников находится на пике формы и идеально подходит для партии Квазимодо. Но мы так и не увидим его в этой партии. Неужели этого не заметило художественное руководство театра? Тогда как это объяснить — невнимательностью, недальновидностью, предвзятостью, безразличием? Это системная ошибка или что-то личное? Может быть, художественное руководство театра хотело таким образом поставить жирную точку и перелистнуть страницу прошлых творческих достижений театра, так называемой «докехмановской» эпохи? Но если вопросы, касающиеся реконструкции театра, еще можно условно разделить на до и после, то вопросы творчества и судеб артистов не так просты, и одним махом их не обрубить.

Приход и становление Романа Полковникова в качестве артиста Оперного театра связано с именем Игоря Зеленского, когда эта мировая звезда первой величины и премьер «Нью-Йорк Сити Балет» стал художественным руководителем балета. Тогда же Зеленский воспитывает в труппе театра «работящего премьера», на которого ложится практически весь балетный репертуар на долгие годы. При этом Зеленский приглашал зарубежных репетиторов, постановщиков, при нем ставились балетные шедевры, о которых Новосибирск не мог и мечтать. Но тогдашний руководитель не заменял ими солистов своей труппы, а приглашал для поддержки и развития уровня, никак не умаляя достоинства артистов новосибирского балета — наши звезды выступали с приглашенными звездами на равных.

Это сейчас уже несколько лет мы видим на всех премьерах имена только приглашенных звезд. А имена наших звезд даже не появляются заранее в афише — они на вторых ролях, как будто зрители их не ждут. Но это не так. Это не уважение, а скорее унижение артистов. Тем более приглашенные артисты с баснословными гонорарами выступают так часто, что нашим солистам всё меньше остается спектаклей. Это влияет и на зарплату, которая и так несравнимо меньше, и на форму, которую сложно поддерживать, не выходя на сцену.

У нас есть свой Спартак

Последние несколько лет все «двойники» Спартака Полковников танцует с Иваном Васильевым (один день Спартак — Васильев, другой день — Полковников). Наш новосибирский артист всегда танцует на второй день. Но с какой стати? Его Спартак никогда не был хуже, а по мнению многих зрителей, даже не просто лучше, а ни в какое сравнение не идет со Спартаком Ивана Васильева. Пусть это дело вкуса останется на совести публики, Иван Васильев — выдающийся артист нашего времени и великолепный Спартак, а для кого-то лучший, но почему на обложке программы балета «Спартак» в нашем театре фото приглашенного артиста? Можно было бы понять, если бы в театре не было своего Спартака, но он есть.

Ценность Полковникова не только в том, что он классный профессионал и добрый душевный человек, настоящий друг в жизни и на службе в театре. Он спокойный, знает себе цену, не сварливый, не скандальный. Он ушел молча. Как молча работал все эти годы на благо новосибирского балета. Он не поехал искать лучшей доли или славы в столицы или за границу, он остался работать в Новосибирске. Кто-то скажет, его там не ждали и не звали, не тот уровень? Нет, это не так, а совершенно наоборот. В Таиланде — королева приходила после спектакля за кулисы и благодарила — это обычное дело, если артист на своем достойном месте. Не все знают, что во время гастролей в Лондоне, Игорю Зеленскому поступало предложение для Романа от Королевского театра «Ковент-Гарден». Тогда это предложение для него было не актуально, потому что артист был незаменим в Новосибирске. Тогда он был очень нужен тут, а теперь что — не нужен?

На этом месте самое время вернуться на несколько дней назад, в день назначения Владимира Кехмана директором МХАТ имени Горького в Москве. При всех неоспоримых организаторских заслугах господина Кехмана и принципиальной невозможности сравнивать худрука с артистом, у меня, тем не менее, в глазах две картины этого дня. Первая: господин Кехман назначается в московский МХАТ и сообщает, что он оставляет НОВАТ. Узнав эту новость, весь коллектив театра якобы взмолился и буквально упросил господина Кехмана не оставлять театр! Конечно, он внял «мольбам» и придумал себе другую должность, чтобы остаться. И вторая: в этот же день свою трудовую книжку из театра должен был забрать уволившийся премьер балета, артист, любимец публики, обожаемый зрителями уже минимум двух поколений. И что, его никто не просит остаться? Может быть, театр не заметил этого?

Несмотря на критический тон этого материала, у меня теплится надежда на то, что новое художественное руководство НОВАТа вернет Полковникова, предложив ему достойную его возможностям службу искусству в родном театре. Ради искусства, ради зрителей, ради памяти великого Ролана Пети. Пусть Новосибирск и весь мир увидят артиста в новой премьере. Уверен, в выигрыше будут все. Тогда, возможно, художественное руководство театра действительно перевернет страницу истории театра, которую все хотят забыть — историю взаимного непонимания, главной трагедии человечества в наше время.

Справедливо ли Роман Полковников покинул родной театр?

Да, есть места лучше
Нет, пусть лучше служит в НОВАТе
Я сомневаюсь в ответе

Художественный руководитель Московского художественного академического театра (МХАТ) им. Горького Эдуард Бояков заявил об уходе с должности. На своей странице в Facebook он объяснил причину — по его словам, написать заявление его попросил недавно назначенный Владимир Кехман.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
139
Форумы
ТОП 5
Мнение
Черное или Красное? Туристка сравнила отдых в Анапе и Египте
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«На капоте двойной окрас, на месте логотипа — шпатлевка»: сибирячка купила нового «китайца» в салоне — машина оказалась битой
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления