NGS
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+10°

пасмурно, без осадков

ощущается как +7

3 м/c,

ю-в.

760мм 46%
Подробнее
5 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Реклама
Культура «Вначале, конечно, был шок»

«Вначале, конечно, был шок»

Смелый и сумасшедший театр из Дрездена перебрался в Новосибирск и спрятался в руинах шоколадной фабрики

Театр La Pushkin, устроенный в Дрездене выходцем с новосибирской Расточки Олегом Жуковским, я впервые увидела 4 года назад: на театральном фестивале «Интерры» Жуковский поставил «Три сестры» со студентами театрального. Начинались те «Три сестры» вполне благопристойно и разговорно — а потом взрывались перформансом: актеры с ведрами горящей соломы вбегали в публику и метались в дыму с криками: «Все горит! Уходите!». Тогда я подумала, что вот такое из Новосибирска только уезжает («Все горит! Уезжайте!») — в Москву, а потом и дальше, — но никогда не приезжает. Но театр Жуковского, сохранив свое европейское название, вдруг вернулся в Новосибирск и обосновался в лофте TRAVA — руинах шоколадной фабрики на ул. Фрунзе. В интервью НГС.АФИША Олег Жуковский рассказал, что происходит, — не переставая танцевать дивные балеты конечностями в желтых носках и руками в натянутых, как у смирительной рубашки — униформы художника в некотором роде, — рукавах.

Справка: Жуковский Олег — актер, режиссер, хореограф. Родился в 1966 году в Новосибирске. Учился в Новосибирском медицинском институте, затем окончил ГИТИС. Состоял в труппе «Формального театра» Андрея Могучего и театра DEREVO Антона Адасинского. С середины 1990-х жил и работал в Европе; в 1999 году основал в Дрездене театр La Pushkin.

Открытый весной лофт TRAVA — почти не тронутый ремонтом, зато разукрашенный граффити заброшенный корпус шоколадной фабрики, где сдают обшарпанные квадратные метры художникам, фотографам, учителям танцев и другой богеме. Выглядит это как наивное, но искреннее заклинание: вот совьем по всем правилам такое художницкое гнездо, как в Берлине, глядишь, и город вокруг превратится в Берлин — позеленеет, заулыбается, завертится волчком. Над этой формой магии принято посмеиваться («она хотела жить на Манхэттене», «ох, уж эти хипстеры!»), но она вдруг бывает — и работает.

Всю осень La Pushkin работал вовсю: то приезжает для коллаборации певица и писатель Ольга Арефьева, то играют щемящую и сумасшедшую пантомиму «Авиация превращений» по Хармсу (подробнее — в рецензии НГС.АФИША). Театр устроился на 140 кв. м — почти пустых, похожих на художественную мастерскую. В зал помещаются от 50 (если сидеть на деревянных нарах, которые Жуковский называет амфитеатром, и на которых чувствуешь себя ребенком, забравшимся на шкаф) до 80 (если сидеть на полу) зрителей.

Елена Полякова: Когда я впервые увидела «театр La Pushkin из Дрездена» на театральном фестивале «Интерры» в 2010 году, я подумала, что такие штуки из России только уезжают, — а наоборот никогда не бывает.

Олег Жуковский: Ой! В этом нет никакой тенденции. Я приехал достаточно случайно — и вряд ли кто-то еще так приедет. Я приехал по семейным обстоятельствам. Но увидел молодой, современный город. Очень быстрый по энергии. Когда ты воспринимаешь форму, цвет энергии, качество ее — ты понимаешь, что он действительно молодой и быстрый. В Европе уже все давно случилось. А здесь — Клондайк, все только начинается.

Ну время сейчас довольно мрачное, вам так не кажется?

(Округление глаз.) Не-е-ет! Время совершенно нормальное. Погода прекрасная. Такой теплый сказочный декабрь. Когда я приехал 2 года назад, мне говорили — это самые тяжелые у нас времена, надежд не питайте. И за 2 года я построил театр. По сравнению с тем, что было, когда мы уезжали из России в 90-е, когда ты должен был уходить из профессии, потому что вмиг все просто разлетелось, каждый квадратный метр стал стоить столько, что артист не мог себе позволить…

Если я могу себе позволить театр — это чудесные времена.

Чем отличается жизнь такого театра в Европе и в Сибири?

Везде есть свои плюсы и минусы. Здесь минусы в том, что не отлажена система менеджмента: в Европе со мной работали продюсеры, и это снимало с меня лишнюю нагрузку. С другой стороны, там бывало время, когда я не делал ни одного спектакля, который хотел, потому что мне постоянно предлагали другие вещи.

А иногда надо закрыть дверь и заниматься своей внутренней лабораторией. Эти исследования могут быть очень фундаментальными, и я (Шепотом) не знаю, куда они заведут. Вот, например, 3 недели я учился у превосходного живописца из Англии, привез его сюда, набрал курс и сам стал учиться, постигал его систему движения в плоскости листа, думанья цветом, проживания линии — и при этом я понимал, что занимаюсь театром. И через 3 недели во мне были такие мощные изменения! Театр — это примерно вот такая вещь. (Показывает открытку с чем-то вроде рыжего айсберга.) Вот это то, что происходит на сцене, то, что видит публика, — малая часть. Все остальное — фундаментальные вещи, которыми просто необходимо заниматься. Все время такой голод по поводу того, чего не было! То, что было, — было, и надо с этим быстро прощаться, иначе ты начинаешь мертветь.

И, конечно, сначала, в какой-то момент, шок — когда ты после последнего месяца в Эдинбурге или выступления в Лондоне в Queen Elizabeth Hall, приезжаешь сюда и начинаешь детишек в ДК учить.

Но если всё замотивировано — то всё в порядке. Всегда так было — если я видел, что кто-то другой может сделать то, что я делаю, — я просто уходил из продукции. Значит, я могу заняться чем-то другим, чего я еще не делал. Сейчас вот построил театр — не знаю, как долго я смогу его содержать, но вот он есть, он здесь, в родном Новосибирске.

Как театр финансирует себя здесь?

Я провожу психофизический тренинг «Танец тела», ставлю в других театрах как режиссер и хореограф, играю свои спектакли.

Что это за тренинг?

Курс, чтобы привести человека в творческое состояние, показать ему его возможности, разрушить стереотипы движения, мышления и поведения. Сюда приходят архитекторы, дизайнеры, весь креативный класс, и юристы, и программисты. Приходят разрывать шаблоны. Ты расширяешь границы своей свободы, а потом эту свободу начинаешь распространять в разных сферах — на работе, и дома, и на улице.

Очень смешной был результат, когда в группе один человек начал в 2 раза больше зарабатывать, а другой — в 2 раза меньше. И тот, который начал в 2 раза меньше, сказал: мне наконец-то хватает!

Ходили бизнес-тренеры и еще какие-то профессии, которые я даже не знаю, начинают вдруг писать стихи, исчезают страхи, меняется представление о возможном; еще это — антистрессовая программа; и, конечно, идут для снятия всевозможных зажимов и блоков. Практически это терапия, я понял это, когда вел достаточно продолжительные курсы в Берлине для актеров — и они вдруг начинали со мной общаться как с доктором. Я, конечно, открещивался (Хохот.), говорил: нет-нет, это театр! Но потом я понял, что есть определенного рода зажимы в теле, которые, снимаясь, снимают психологические зажимы. Возникает мягкость — и человек меняется сильно. И — смех по поводу себя. Это такая аптека, когда у человека появляется самоирония! Ты начинаешь отстраняться от себя, ты начинаешь входить в сущности других людей, ты начинаешь смешно вести себя — над тобой смеются, — и ты получаешь от этого удовольствие.

Какие у вас отношения с местными культурными властями?

Культурные власти дали деньги на производство амфитеатра, на световое оборудование, на звук — областной грант был. А потом, я работаю в системе государственных театров тоже: как режиссер по пластике в «Красном факеле», играю в театре Афанасьева, поставил оперу «Елизавета Бам» для «Сибирских сезонов», сейчас начал работать со «Старым домом»… Есть какие-то мощности определенные у них — есть какие-то знания у меня. Бывает, что мы встречаемся и получается радостная история.

Если бы вы сами были культурным чиновником, что бы вы сделали в первую очередь?

Есть культура, а есть искусство. Культурой занимаются жрецы, искусством занимаются пророки, быть чиновником в искусстве невозможно. Я сейчас такую скажу опасную штуку! Я был бы очень серьезным цензором. (Зловещий хохот.) Просто жутким. Дурновкусие мне, например, кажется очень опасным. Потом, ты должен понимать, что ты как будто садишь публику в ракету и ведешь ее — и отвечаешь за то, куда они попадут. Это очень заметно в маленьких странах, например, на Балканах, когда зал полон и люди сидят (Сползает на краешек стула с прямой спиной и застывшим взглядом.) и вот так смотрят. Мы делали в Сербии спектакль на тему освобождения страны — это был самый крупный государственный заказ, который я делал: 100 человек задействованы, 3000 зрителей. И женщины так ревели, что перекрыли 10 киловатт звука. И тут ты понимаешь, какая перед нами ответственность.

Вы изучали генетику в мединституте, она вам что-то дала для театра?

Конечно, дала. Я часто показываю сложные трехмерные движения и говорю: ну это как молекула ДНК. Мне, конечно, везло — в мединституте была такая профессура!

Был один профессор по органической химии — когда начинал объяснять молекулу ДНК, взлетал на верх кафедры и читал оттуда сонеты Шекспира.

Для него совершенство было равно в сонете Шекспира и в молекуле ДНК. Но генетика — тоже такое дело… Скользкий вопрос, насколько нужно в это вмешиваться…

Что у вас здесь будет твориться в ближайшее время?

Сейчас мы делаем спектакль «Вертеп» — с людьми, которые занимаются на курсе. Будем играть его 3–4 января, а может, еще и 6 января. Я 15 лет прожил в католических странах — и там Рождество — это такой праздник, такая сказка! И есть такой вертепный театр — и мне захотелось сделать такой же: милый, смешной, лиричный. 17 января у нас будет «Орфей» — это такой перманентный проект из моих стихов и песен. Я какое-то время много писал и тогда же сделал большой сценарий — про двух бродяг, путешествующих по Вселенной во времени, которых на Земле зовут Юрий Гагарин и Герман Титов. И он уже давно идет в Национальном театре Венгрии. В феврале у нас будет новый набор на тренинг. И точно будем показывать «Петю и волка». И хочется заниматься такой просветительской деятельностью — возить спектакли по области. Вот это интересно.

Потому что Лондон может купить всё, а если ты мировой спектакль привезешь — в Кыштовку? В Болотное? — это будет событие! Какой-то ребенок там из него вынесет что-то невероятное.

Знаете, так говорят: когда на спектакле сидит полный зал — событие происходит внутри только одного-двух людей. Настоящее, крупное, которое меняет жизнь.

Елена Полякова

Фото Анны Золотовой (1), автора (2–8)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления