Представители мэрии Новосибирска озвучили на круглом столе для предпринимателей новые требования и пожелания, касающиеся организации летних кафе в грядущем сезоне. «Сегодня летние кафе не должны функционировать так, как это было раньше. Необходимо уйти от шатров с баннерной тканью», — отметила Галина Рябцева, начальник отдела общественного питания Управления потребительского рынка мэрии, мотивируя это статусом Новосибирска. «Мы будем настойчиво рекомендовать предпринимателям избавиться и от пластмассовой мебели», — добавил начальник Управления потребительского рынка мэрии Евгений Шестернин.
Справка: В летний сезон 2007 года было зарегистрировано 187 летних кафе. Этим летом зарегистрировано 204 кафе: 83 заявлены как отдельно стоящие, 64 — как примыкающие к стационарным точкам питания, 57 будут открыты на прилегающей территории. Более 60 % расположены на земле муниципалитета. Музыкальное сопровождение заявлено у 50 % кафе. В связи с прошлогодними жалобами жильцов в регистрации отказано 9 кафе Дзержинского и Центрального районов. Кроме того, отказано тем предпринимателям, которые хотели разместить кафе на придомовых территориях.
В своих выступлениях Евгений Шестернин и Галина Рябцева призвали предпринимателей находить новые архитектурные и дизайнерские решения, хотя это могло и потребовать дополнительных расходов, и передали слово главному художнику Новосибирска Александру Бурике.
В качестве оригинального архитектурного решения главный художник привел пример кафе «Лепесток» рядом с цирком.
К инициативе мэрии предприниматели отнеслись с сомнением: «Если летнее кафе прибыльное, то его можно хоть из натурального камня сделать, а если неприбыльное, то можно все сделать для красоты, а люди не придут, — прокомментировали НГС.БИЗНЕС в ООО «Беркут», обеспечивающем работу кафе в Новосибирском зоопарке. — Желание сделать красиво есть у всех, но далеко не у всех имеются для этого возможности.
Важно место, а еще важнее, чтобы это место можно было бы получить без проблем».
Как отмечают многие предприниматели, с арендой территории возникают сложности: зачастую приходится ждать подписания договора более полугода. «Первичный договор аренды готовится от 6 до 8 месяцев, и не из-за очередей, а чисто технически, есть определенные регламентом сроки, однако пролонгация займет намного меньше времени», — комментирует заместитель начальника Управления потребительского рынка Татьяна Болаболова.
Инициатива мэрии, естественно, не привела в восторг производителей шатров. На заводе ЛВК, крупнейшем производителе шатров и тентов, НГС.БИЗНЕС прокомментировали: «Мы стремимся к тому, чтобы шатры не были похожими друг на друга, и не считаем, что они портят облик города. Что же касается частных предпринимателей, то им выгодно сотрудничество с производителем, брэнд которого они используют».
И действительно, при стоимости шатра на 50 человек в 100–150 тыс. рублей предприниматель может добиться от рекламируемых компаний частичного, а то и полного (в зависимости от условий) погашения этой суммы.
«С одной стороны, позиция мэрии очень честная, они хотят, чтобы город был красивым, — считает директор торговой компании «Звезды общепита» Татьяна Абросимова. — Другое дело, какими методами они это решают. Они считают, что именно рестораторы должны заботиться о чистоте на прилегающих территориях, чтобы они вкладывали деньги. И одновременно относятся к ним так же, как к товарищам из южных стран, которые работают в диком эконом-режиме, если заказывают мебель, то только б/у, и у которых цель одна — скосить больше денег. Между тем среди рестораторов есть люди, которые осознают свою миссию».
С точки зрения Татьяны Абросимовой, шатры с логотипами имеют право на существование. Однако помимо этого, есть варианты других дешевых и одновременно интересных конструкций, в этом смысле множество идей можно перенять и у западных стран, и у Москвы, и у Томска.
Владимир Иткин