Во время войны красноармейцы, командовавшие боями, не только находились в укрытиях — им нужно было выезжать на линию фронта под огонь. Для этого и разрабатывался штабной бронеавтомобиль БАШ-64, защищавший от пуль и позволявший эффективнее руководить боевыми действиями. Новосибирец Анатолий Киселев вместе с приятелями воссоздал военную машину — и сейчас ее показывают на различных выставках. Смотрите, как выглядит легендарное авто.
Изначально в 1941 году проектировался броневик БА-64, он базировался на шасси внедорожника ГАЗ-64, о котором мы уже рассказывали. Его кузов был полностью бронированным, включая окна, также в машине имелась башня с пулеметом. Под конец войны появилась идея создать облегченный вариант — БАШ-64: бронированный низ, открытые окна, тент на кузове.
— Для командиров Красной армии, чтобы они могли во время боя руководить, командовать войсками, передвигаться. У немцев были штабные бронеавтомобили, а у наших не было. Командир мог спокойно располагаться с картами, командовать, передавать информацию по рации, — рассказывает Анатолий Киселев.
В конструкции использовались листы стали переменной толщины от 4 до 12 миллиметров. Исключительно прямые углы, никаких дизайнерских закруглений — впоследствии такая простота помогла восстановить машину. Разумеется, полный привод, механическая коробка, тяговитый двигатель.
— Шел двигатель 50-сильный 4-цилиндровый 3,3 литра, на низах хорошо работал. База была полностью полноприводная, в то время она очень ценилась по сравнению с заднеприводными бронеавтомобилями, — рассказывает сибиряк.
— Перед подключаемый, как обычно на джипах, УАЗах и прочих. Скорость — до 80 км/ч по асфальту он разгонялся, по пересеченке не больше 25 км/ч шел.
Новосибирские энтузиасты решили восстановить этот проект. Нашли остатки рамы и трансмиссии, принялись за работу.
— Нам ее передали из деревни 5 лет назад, она долго стояла, потом решили довести до ума. Коробка родная, раздатка родная, мосты и рама — оригинал. Делали кузов, двигатель, — перечисляет любитель исторической техники.
— В интернете брали чертежи, нарубали железо по размерам и сваривали. Берешь лист металла, на него расчерчиваешь и режешь его. Мы осенью начинали и весной заканчивали. Сделали кузов, покраска, электрика. Проводку полностью поставили новую, старая проводка внутри в раме пооборвана.
В боевых условиях броневик передвигался на пулестойких колесах, заполненных губчатой резиной. Наши реставраторы поставили уже обычные колеса.
— Тогда гусматика стояла пулестойкая, а у нас, конечно, пневматика. Колесо было наполнено губчатой резиной внутри вместо воздуха. Когда пуля попадает, это колесо бы спустило, а там может кусок вырвать, и можно дальше двигаться.
Сейчас машина на ходу и неплохо себя чувствует. Ее периодически куда-то возят на показы, ездят даже на дальние расстояния.
— Выезжаем на выставки, нас приглашают. И в школы, детские сады, училища, выставляемся у зоопарка. Ездили с Росгвардией в Чулым на возложение цветов, 150 километров. Нормально бежит, 80 км/ч!
Почитайте еще о редком «Москвиче» из дерева по прозвищу «Буратино» — в СССР экономили на металле.
А это черная «Волга» ГАЗ-24, в 70-е годы на такое авто можно было выменять квартиру в Москве.
Представительская «Чайка» ГАЗ-13 выпускалась только для заслуженных людей, ее даже не продавали в магазинах — смотрите на экземпляр 1970 года.
Отлично отреставрированная «Волга» ГАЗ-21 первой серии — полностью соответствует заводскому исполнению. Реставратор Борис Беспальчий трудился над ней два года.
Новосибирский пенсионер Евгений Кириллов на досуге собирает и ремонтирует советские авто — вот его «Москвич» 1959 года.