25 сентября суббота
СЕЙЧАС +5°С

Осторожно, автосалоны закрываются

Кризис «убил» четырех новосибирских автодилеров, а еще десять марок бросил в зону риска — в 2015 году «официалы» будут выживать радикальным способом

Поделиться

Поделиться

Убыло и прибыло

Первым с новосибирского рынка ушел третий по счету дилер марки KIA — компания «Автостар-Азия». Формально статус официального дилера был потерян именно 1 января 2014 года, хотя фактически распродажи остатков велись с осени 2013 года. Более того, 19 сентября 2014 года «Автостар-Азия» подала иск о собственном банкротстве по причине 200-миллионных долгов перед кредиторами, которые бывший дилер оказался не в состоянии возвратить.

Следующим на очереди оказался дилерский центр Nissan группы компаний «СЛК-Моторс». 10 апреля 2014 года дилерский договор был расторгнут, огромный салон на ул. Большевистской опустел, а вывеску завесили мрачным полиэтиленом. Спустя 2 месяца, в июне, «СЛК-Моторс» отказалась от дилерства марки Audi и закрыла свой салон на той же Большевистской.

Последним в 2014 году новосибирский рынок покинул французский бренд Citroen. Автосалон 2,5 года пытался привить суровым сибирякам crtive technologie («креативные технологии»), снижал цены, но в итоге признал себя побежденным.

Однако в 2014 году в Новосибирске дилерские центры не только закрывались, но и открывались — некоторые компании решили рискнуть инвестициями в разгар падения рынка. В частности, дилерство бренда Nissan и самый большой за Уралом автосалон на ул. Большевистской осенью перехватила компания «Эксперт-НСК». Салон вновь заработал в октябре и продолжает принимать клиентов.

Немецкой маркой Audi занялась новосибирская дилерская корпорация «МАКС Моторс» — летом начались продажи в автосалоне на ул. Станционной. Кроме того, осенью на Толмачевском шоссе открылся второй дилерский центр Mercedes-Benz, который компания «СТС-Автомобили» строила 6 лет.

Группа риска

Закрытие дилерских центров в Новосибирске в этом году имеет серьезную рыночную причину — снижение спроса на новые авто. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», за 10 месяцев 2014 года в Новосибирске и области было продано 19 тыс. новых легковых автомобилей, что на 17 % меньше аналогичного периода прошлого года.

В агентстве уточнили, что самое сильное снижение спроса испытали дилеры китайских марок. Всего в Новосибирске представлено 5 китайских автобрендов: Chery, Lifan, Great Wall, Haima и Geely. Ранее «Автостат» сообщал, что по итогам 8 месяцев 2014 года Lifan вырос на 222 %; это означает, что общее падение «китайцев» обеспечили все остальные марки. Также более чем наполовину сократились продажи у Daewoo и Ford. У Citroen объемы упали на 45 %, у Audi — на 44 %. Около трети по сравнению с прошлым годом потеряли Peugeot, BMW и Suzuki.

По словам аналитика агентства «Автостат» Алексея Муханова, продажи новых автомобилей в восточных регионах России сильнее реагируют на изменение экономической ситуации, в том числе из-за исторически более развитого рынка подержанных машин. В такой ситуации в следующем году падение продаж новых автомобилей на новосибирском рынке может достигнуть 20 %, уверен эксперт. Такой прогноз позволяет предположить, что указанные выше марки попадут в 2015 году в зону риска и могут уйти с рынка.

Кто конкретно закроется? Алексей Муханов признался, что оценить запас прочности отдельных дилерских центров довольно трудно, поскольку ни дистрибьюторы, ни сами дилеры не раскрывают размеры маржи. При этом на рынке уже долгое время существует тренд на смещение основной доходности с продаж новых автомобилей в сторону других услуг. Другими словами, дилер зарабатывает основную прибыль на обслуживании машин, а не на их продаже.

«Дилеры наиболее распространенных в Новосибирске марок могут переориентироваться на сервисные услуги и продажу запчастей и дополнительного оборудования, что сделает их положение более устойчивым. С 2010 года число дилерских центров в Новосибирской области увеличилось более чем на 60 %, основной рост пришелся на 2011 и 2012 года. С 2013 года размер дилерской сети существенно не менялся, а значит, текущее число торговых точек полностью справляется с удовлетворением спроса. Открытие автосалона — это значительные инвестиции с большим сроком возврата. В условиях экономических трудностей осуществлять такие вложения довольно рискованно. Вероятнее всего, на рынке авторитейла мы будем наблюдать череду слияний и поглощений», — прогнозирует эксперт.

Марк Волков

Фото Анны Золотовой

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...