В Новосибирске вышли на линию маршрутные такси нового поколения — угловатые микроавтобусы «ГАЗель Next» возвышаются над остальными маршрутками и пугают сходством с катафалками. Их отличают высокие потолки, панорамные окна и новая система обогрева, проверить которую пока невозможно — салон раскаляется от солнечных лучей. Новая модель дешевле зарубежных аналогов, но перевозчики предпочитают копить на «Форды», «Пежо» и «Мерседесы» — они надежней в эксплуатации и реже ломаются. Эволюция маршрутных такси и прогноз на будущее — в материале НГС.НОВОСТИ.
Новая «ГАЗель Next» вышла на линию меньше недели назад — владелец до сих пор не снял полиэтилен с сидений в салоне. Ее можно встретить на маршруте № 44, который описывает круг по основным магистралям города. Отправляется от Сада Дзержинского, едет по ул. Гоголя и Вокзальной магистрали, через Красный проспект уходит на ул. Кирова, сворачивает на ул. Никитина, а затем по Гусинобродскому шоссе и ул. Волочаевской возвращается к месту старта. Предприниматель Андрей Герасимов купил «ГАЗель» в дилерском центре в Томске. Было любопытно попробовать новинку, к тому же пришло время обновлять автопарк, объясняет бизнесмен.
В первую неделю он не почувствовал «особенных плюсов» новой модели — говорить о них можно будет примерно через месяц, если машина не поломается, вздохнул собеседник. По его словам, из технических характеристик, заявленных производителем, его порадовал просторный салон на 19 человек, гидроусилитель руля и дополнительный обогреватель. Все это есть и у микроавтобусов зарубежной сборки, но стоимость их заметно выше, объяснил г-н Герасимов. «ГАЗель Next» обошлась ему в 1 млн руб. Цена микроавтобусов «Форд», «Пежо» и «Ситроен» достигает 1,3–1,4 млн руб., а на «Рено» и «Мерседес» нужно потратить больше 1,8 млн, добавил он.
Серийный выпуск новых «ГАЗелей» начался на Горьковском автозаводе в апреле 2013 года. Их отличительная особенность — просторный салон высотой 190 см, панорамные окна и тормозная система с ABS, информирует сайт производителя. У автомобиля дизельный двигатель и механическая 5-ступенчатая коробка передач. Длина кузова — 6 метров, высота — 2,1 м. Несмотря на все усовершенствования, новая «ГАЗель» не стала экономичней иномарок. В городском режиме она расходует 11 л топлива на 100 км, микроавтобус «Форд Транзит» — 10,6 л, «Пежо Боксер» — 10,8 л., указано на сайтах производителей.
Максимальная скорость новой «ГАЗели» — 110 км/ч. Дверь автоматическая и открывается наружу, как в автобусе. Next выигрывает по вместимости у своего предшественника — рассчитанной на 13–14 пассажиров «ГАЗели Бизнес», выпущенной в 2010 году. До сих пор зарубежные микроавтобусы всегда превосходили российские в период зимней эксплуатации — плавно тормозили и трогались без пробуксовки даже на скользкой дороге, признает Герасимов.
Уроженец Казахстана по имени Миша, водитель новой «ГАЗели», ее преимущества уже почувствовал. Много лет он работал на модели 90-х годов выпуска — за день руки уставали вращать руль, а спину ломило от неудобной позы. Новый руль «как будто сам крутится», а из кресла хорошо видно дорогу, радуется Миша. Подумав, он добавил, что давно не потел так, как в первые четыре дня работы: панорамные окна совсем не защищают от прямых солнечных лучей. «Едешь как в аквариуме, у всех на виду, и сумки поставить некуда», — подхватила женщина-пассажирка, которая подошла, чтобы рассчитаться, — в новой маршрутке не принято передавать деньги по рядам.
У корреспондента НГС.НОВОСТИ поездка на новой маршрутке оставила приятные впечатления.
Сидеть в ней приятней, чем в «Форде» или «Пежо», — два ряда высоких кресел идут друг за другом, как в самолете. Это избавляет пассажиров от неловкой поездки лицом друг к другу или спиной вперед.
С сиденья можно созерцать затылок соседа или городской пейзаж. Проход между креслами более узкий, чем в иномарках, но в час пик в нем разместились 6 человек — они держались за предусмотренные конструкцией поручни, однако безмятежности и комфорта их лица не выражали. Еще троим повезло больше — они ехали возле входных дверей и, кажется, даже не касались друг друга.
Перевозчик Эдуард Остапенко (эксплуатирует «Форды» и «Пежо») усомнился, что «ГАЗель Next» завоюет рынок. Все автопарки города в последние 4 года заполнились микроавтобусами американской и французской марок — эти машины почти не ломаются, констатирует он. Любая попытка пересадить водителей даже на «ГАЗель Бизнес» заканчивается бунтом и недовольством — возвращаться к российскому автопрому не хочет никто. Собеседник предположил, что «ГАЗель Next» будет радовать хозяина только в первый год эксплуатации.
Как она покажет себя потом — большой вопрос, потому что до сих пор российские автомобили не демонстрировали устойчивости к износу. Через пару зим их стоимость падает в 2–3 раза, тогда как «Форд» или «Пежо» и через 4 года можно продать за 60 % от суммы покупки.
После пары лет на линии российская машина «фактически металлолом», размышляет предприниматель.
Директор ПАТП-5 и председатель «Транспортного союза Сибири» Валерий Ильенко надеется, что новая «ГАЗель» окажется прочней своих предшественников. Пассажиров она возит совсем недавно, но бизнесмены из сферы грузоперевозок, по его словам, уже отзывались о ней положительно. Г-н Ильенко не исключил, что усовершенствованная «ГАЗель» сможет потеснить иномарки в новосибирских автопарках. Сейчас там сконцентрировалась продукция «Форд», но не потому, что эти машины самые лучшие: просто они раньше других стали проникать на рынок, к ним все привыкли, и местные умельцы наловчились ремонтировать такие машины в полевых условиях, не прибегая к помощи сервис-центров, объяснил Ильенко.
По его словам, в последние годы автопарк перевозчиков, работающих с маршрутками, обновился практически на 100 % — в гаражах предприятий преобладают машины, купленные не раньше 2010–2011 годов. В то же время во многих автобусных парках амортизация достигает 80 % — гаражи заполнены старыми автобусами, которые срочно нуждаются в ремонте. Тенденция последних лет — покупка микроавтобусов с кондиционерами и дополнительными печками, поэтому перевозки в этой сфере стали комфортней, чем раньше, рассуждает г-н Ильенко.
Значительным шагом вперед стало бы появление в маршрутках терминалов для считывания пластиковых карт: тогда водитель не отвлекался бы, принимая у пассажиров плату. Однако эта инициатива пока не встретила одобрения у предприятий и у самих пассажиров, утверждает Ильенко.
Несмотря на качественные перемены, число маршруток на городских улицах с каждым годом сокращается. По мнению городских властей, именно этот вид транспорта самый аварийный: водители постоянно устраивают гонки за пассажиров.
В 2012 году часть маршруток пустили в обход Красного проспекта, а 2 года спустя начальник управления пассажирских перевозок Александр Лаврентьев отчитался, что доля маршруток с 67 % сократилась до 50 % в общем потоке наземного транспорта. В ближайшие 5 лет их станет меньше еще как минимум на треть.
Дарья Староверова
Фото Александра Ощепкова (1), автора (2)