28 ноября воскресенье
СЕЙЧАС -5°С

«Сапсан» с крыльями

В Новосибирске разработали новый вид общественного транспорта на основе самолета Як-40 — стоимость проезда прогнозируют ниже, чем на маршрутках

Поделиться

Поделиться

29 апреля представители мэрии Новосибирска и минтранса области, профессура СГУПС, депутаты и ученые собрались в пресс-центре ИТАР-ТАСС, чтобы обсудить, как наука может помочь решить проблемы городского транспорта. Первая из них — конечно, пробки. Александр Лаврентьев, начальник управления пассажирских перевозок мэрии, взявший слово в начале заседания, объявил: из 600 тыс. легковых автомобилей, зарегистрированных сейчас в городе, регулярно используется только треть. При этом машины, по данным муниципалитета, возят по одному, в лучшем случае по два человека. Поэтому надо прилагать максимум усилий, чтобы люди отказывались от личного транспорта и пересаживались на общественный.

Александр Люлько, депутат новосибирского горсовета, советник председателя СО РАН, отметил, что прирост числа автомобилей едва ли удастся остановить насильственно. «Скоро машина будет как сотовый телефон — у каждого по одной и больше. Каждый год плюс 4–6 тыс. автомобилей, и совершенно понятно, что даже если мы будем строить новые дороги, они не будут успевать за развитием автотранспорта», — сказал депутат и добавил, что по-настоящему решить проблему дорожной загруженности могут только новые виды транспорта. Презентацию одного из таких видов подготовил Алексей Серьезнов, научный руководитель СибНИА им. Чаплыгина.

«Мы можем создать экологически чистый вид транспорта, на электродвигателе, перемещающийся со скоростью 150–200 км/ч. Можно и с меньшими скоростями. При создании эстакадных транспортных путей (типа монорельса в Москве. — А.Н.) освобождается земля внизу для сельхозработ или создания инфраструктуры. Кроме того, появились материалы, которые позволяют делать покрытие эстакад практически с нулевым коэффициентом трения и практически безызносными», — перечислил преимущества аэроэстакадного транспорта Алексей Серьезнов.

Ученого не смущает даже тот факт, что 1 км эстакады будет стоить около 5 млн долларов. В противовес приводится аргумент, что 1 км скоростной железной дороги Москва – Санкт-Петербург оценивается в 37,42 млн евро.

Александр Лаврентьев к идее таких инвестиций отнесся скептически. «На наш взгляд, такая [высокая] скорость передвижения в городе не совсем целесообразна. Такой вид транспорта больше применим для междугородных перевозок. Если привязываться к Новосибирску — это движение в Обь, Искитим и Бердск. Сейчас средняя длина поездки новосибирца равна примерно 5–8 км, и такой скоростной вид транспорта не может удовлетворять требованию по количеству остановок. И еще меня смущает стоимость проекта», — признался начальник управления пассажирских перевозок мэрии.

Чтобы доказать реальность своего проекта, Алексей Серьезнов просит у муниципалитета 30 млн руб. для строительства экспериментального участка эстакады длиной 2 км на территории полигона в Чике. В качестве подвижного состава готовы использовать корпуса самолетов Як-40.

Но дешевле все-таки, по мнению ученого, будет построить новые шаттлы. Цену для проезда на новом виде транспорта для населения он пообещал ниже, чем на маршрутке.

Еще одна идея в стиле модерн для уменьшения пробок в Новосибирске — использование малой и беспилотной авиации. «Сейчас у нас 600 тыс. автомобилей. Среди них джипов, ну, допустим, 200 тыс. И, я уверен, что эти 200 тыс. человек купили бы себе самолеты. Новый стоит 7 млн руб., старый на 4 места — 3–4 млн. На карте НСО есть 22 заброшенных аэропорта, их можно почистить. Главная загвоздка — в законодательстве. Владельцы малой авиации не могут на ней зарабатывать», — изложил свои соображения Владимир Костин, председатель Западно-сибирского отделения международной ассоциации руководителей авиационных предприятий.

Уменьшению пробок, по мнению господина Костина, поможет беспилотная авиация, если ее использовать для фиксации последствий ДТП.

«Каждый день мы видим десятки пробок из-за столкновения автомобилей, между ними ходят два-три полицейских с линейками и меряют. Если поднять в воздух беспилотник-квадрокоптер — он сделает пару фотографий, и всё — разъезжайтесь», — говорит Владимир Костин.

Михаил Никулин, главный конструктор КБ «Электротехнические комплексы и транспортные системы», скептически оценил мысль улучшать текущую дорожную ситуацию нетрадиционными видами транспорта. «Московская монорельсовая дорога показывает, что все это превратилось в сверхдорогой аттракцион. Решить текущие проблемы нетрадиционными видами транспорта не удастся. Все новые идеи должны проходить серьезный эволюционный этап. Как правило, от идеи до ее воплощения проходит 5–10 лет как минимум», — рассуждает эксперт. Идея использовать беспилотники для фиксации ДТП понравилась аваркомам, однако к перспективе ее внедрения они отнеслись с большим сомнением.

Анна Наумцева

Фото предоставлено СибНИА

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку