Человек, который постоянно жалуется, подобен черной дыре. Он засасывает в себя все окружающее пространство и вызывает отторжение окружающих. Окружающим-то понятно, чем плох вечно недовольный субъект. Но жаловаться на жизнь вредно в первую очередь для вашего психологического благополучия, уверен психолог Института консультирования Иван Попов.
Правильно построенная жалоба по своей сути может быть полезна, ведь только проговорив проблему, мы можем получить поддержку у людей (а вовсе не строя недовольную и кислую гримасу). И в идеале, получив поддержку, человек получает ресурс и силы для решения трудности.
Вред начинается там, когда человек жалуется не для того, чтобы получить ресурс, а для того, чтобы получить жалость как таковую. Он становится «постоянно несчастным», его все жалеют — это становится стилем жизни.
Такой человек со временем ориентируется только на то, чтобы получать, причем получать много и постоянно. Его установка: мир ему должен, при этом он миру ничего не дает. Такая установка приводит к тому, что люди начинают убегать от такого человека — одиночество становится реальным, и проблемы на самом деле появляются.
Важный акцент. Сегодня существует миф о том, что надо быть сильным, а слабину давать нельзя никогда. Если человек никогда не жалуется и не просит помощи, исходя из этих соображений, он добровольно лишает себя массы возможностей поддержки и взаимопомощи, опирается только на свои силы и в итоге работает «на износ». Это плохая мотивация, чтобы «быть сильным».
Итог: существует две крайности — жаловаться (полностью опираться на других) и быть сильным (опираться только на себя). Обе эти крайности хранят в себе множество негативных последствий: психологический вред, социальные затруднения и даже болезни. Психологически здоровый человек умеет побыть слабым, когда ему действительно нужна поддержка, но при этом не чувствует себя жертвой обстоятельств и не надевает маску «супермена», когда этого совсем не нужно.
Фото thinkstockphotos.com