Известный новосибирский благотворительный фонд «Солнечный город» предложил новосибирцам 1 сентября принять участие в осенней акции «Дети вместо цветов». Ее суть заключается в том, чтобы деньги, заложенные в семейном бюджете на цветы учителю, пожертвовать Соне, Денису и Алёне — трем детям, больным ДЦП, а классному руководителю подарить один общий букет. Новосибирцы неоднозначно восприняли акцию, однако, судя по опросу на НГС, более 40 % читателей отдали голос в пользу благотворительности, а еще 25 % решили, что нужно и то и другое. Не нравится акция только четверти респондентов. Корреспонденты узнали, что думают сами учителя по этому поводу, — оказалось, что их мнения расходятся диаметрально.
По словам сотрудника службы по связям с общественностью фонда «Солнечный город» Ангелины Ивановой, новосибирцы активно интересуются акцией — звонят, узнают подробности. Точно примут участие 8 классов из разных школ Новосибирска. Среди них как школьники начальных классов, так и старшеклассники. В основном инициаторами выступают учителя или представители родительских комитетов. «Они проводят по полной программе, с плакатами, специальными флажками от нас, которые заменят на линейке цветы», — рассказала Иванова, добавив, что 1 сентября в этих классах сотрудники фонда и волонтеры проведут уроки доброты.
Снежанна, 27 лет, учитель начальных классов: «В прошлом году у меня первоклашки были, если кто-то принес букетики, то они обычные, во дворе срезанные, у нас в лицее нет такой традиции — чтобы каждый ребенок непременно дарил букет. Я очень люблю растения, мне жалко смотреть, как их срезают. Я родителей сразу же на собрании предупредила, что на будущие праздники — на 8 Марта, День учителя — не нужно дарить эти букеты и все остальное. Лучше один цветок в горшочке в класс в качестве знака внимания. Хотя я разговаривала с коллегами по этому поводу, кто-то считает, что это обязательные традиции.
Также общалась с одной из родительниц на тему этой акции, она сказала, что против, и так думают еще несколько родителей. Они считают, что не стоит смешивать благотворительность с традициями. Но ведь учителя — те, кто работает с детьми, поэтому благотворительность именно для детей — это, наоборот, хорошо.
А представляете: 30 детей в классе, и каждый принесет букет, вот куда эти цветы? Может, для ребенка это и правда радость, когда он приносит букет… Но если правильно ему объяснить, если тот же учитель, родитель расскажут о самой идее, я думаю, ребенок не расстроится. Наоборот, это поможет привить любовь и сочувствие к этим детям или даже цветам».
Елена Владимировна, 70 лет, учитель английского языка: «С одной стороны, эта акция, конечно, очень благородна, я согласна, дело хорошее. Не знаю, нас в общем-то особенно и не балуют. Требования высокие, зарплаты — невысокие. Особенно обидно, когда слышишь, например, Медведева, который предложил учителям идти в бизнес, если денег мало. Меня муж не баловал цветами никогда, поэтому, когда учащиеся приносят цветы в класс, для меня это праздник.
Если рассмотреть такой вариант — половину не принесли, а деньги направили в фонд, я бы тоже согласилась. Но не хотелось бы, чтобы 1 сентября учителя пришли — и ни одного цветочка или всего один букетик от класса.
Вообще, это, конечно, будет обидно, честно скажу. Если дети дарят цветы, когда уважают учителя, хорошо к нему относятся, это самое приятное. Другой вопрос — когда насильно заставляют, если, например, ребенок плохо относится к учителю. В этом случае согласна, что не нужно, никакого значения для воспитания это иметь не будет».
Маргарита, 25 лет, учитель английского языка: «Мне иногда даже хочется попросить детей и их родителей, чтобы они не дарили цветов, потому что это пустая трата денег. Пока они стоят на перекличке, цветы завянут.
Я не то чтобы против, естественно, это приятно, но мне жалко цветы, жалко денег. Знак внимания можно оказать другой, например, конфеты. А тем более если есть альтернатива — акция "Дети вместо цветов", то я одобрю запросто.
У каждого свое мнение — кто-то считает, что инвалидам и сиротам и так выделяется достаточно денег, а кто-то считает, что им нужно обязательно помогать, потому что больше никто не поможет. Я — за то, чтобы помогать, потому что ситуации разные и в каждую семью не полезешь, чтобы узнать, что там случилось и стоит ли этому ребенку помогать. В конце концов ребенок-то точно ни при чем. Совсем учителя от цветов не готовы отказаться, в то же время они это не выпрашивают. Без цветов мы не останемся — дальше будет День учителя и т.д. Если это единоразовая акция, то родителей можно как-то сагитировать. Еще шикарные подарки, которые дети своими руками делают — аппликации, оригами, т.е. подарок своими руками, — это самое ценное. А ощущение праздника помимо цветов можно создать с помощью какого-то концерта, например».
Татьяна Ивановна, директор школы: «Я считаю, что подобная акция уместна не в этом случае. Я не знаю… прийти детям после лета без цветов — у многих цветы ведь растут на даче.
Букет — это проявление уважения к учителю. Нас и так не сильно балуют, не так много мы видим и уважения со стороны родителей. Отменить такую традицию, сложившуюся веками уже, мне кажется, сложно.
Можно, конечно, договориться — подарить один букет от класса, а остальные деньги на благотворительность, просто надо подумать, как это организовать. Младшим — обсудить с родителями, старшие сами должны, наверное, решить, что подарить, и т.д. Но все-таки каждый учитель должен уйти с цветами с линейки 1 сентября. Может быть, конечно, не надо заваливать учителя цветами, ни к чему совсем, когда цветы стоят в ведрах, а учителя потом ходят и всем раздают их. Но хотя бы один букет нужно подарить чисто символически, чтобы праздник День знаний чувствовался. Но не родители должны дарить, а именно дети, чтобы они сами приняли решение. Это и знак благодарности, и уважения, любви к школе, после лета особенно».
Максим, 34 года, учитель истории: «Да, я считаю, что лучше бóльшую часть денег направить на благотворительные дела. Понятно, что цветы — это знак уважения учителю, наверное, не стоит об этом забывать. Но все-таки нам как учителям больше важны интересы детей, тем более таких детей, которые больны ДЦП. Моя точка зрения субъективна, но она такова — да, лучше помочь детям, чем получить букетик. Если это обсуждается, дети понимают, что это совместно принятое решение с учителем, который предложил: "Ребята, давайте в этот день вместо вот этого (деньги на букет. — А.Б.) мы лучше деньги, наше время и внимание дадим тем, кто в нем нуждается". Если так, то это правильная позиция. Это должно быть совместное решение, до него сами учащиеся должны дозреть. Если учителя, дети, родители в процессе диалога приходят к такому общему мнению, это и есть воспитательный процесс, это хорошо.
Первая и самая главная ценность — это человек и его жизнь, такие пожертвования этому очень хорошо учат. У меня такая позиция — надо сначала решать фундаментальные вопросы, а потом заниматься уже какими-то, скажем так, делами культурно-массового характера. Я считаю, что лечение детей с ДЦП — это фундаментальный вопрос».
Татьяна Павловна, 63 года, учитель русского языка и литературы: «Мне кажется некорректной сама постановка этой проблемы. Есть два хороших дела — букет учителю и благотворительность. И то и другое хорошо, но почему их нужно взаимозаменять?
Букет для учителя — это проявление внимания, уважения. Это своего рода мостик доверия между учителем и учеником, как в начальных классах, так и в старших. Для меня никогда не было существенным качество, цена этого букета.
Три скромных цветочка, подаренных ребенком, поверьте, приятны и дороги. А если это убрать и вместо этого вот вам один большой букет? В этом случае выпадает, на мой взгляд и момент воспитания. Ребенок должен сам к этому прийти — почему надо [дарить цветы учителю], зачем надо, и что главное в этом. В общем, я за скромные, но искренние букеты и за благотворительность».
Анна Богданова
Фото Татьяны Фатеевой