Власти Новосибирска решили избавиться от пробок на Каменской магистрали и ул. Военной. Каждые выходные здесь выстраиваются огромные заторы, в которых стоят как желающие провести выходные в «Ауре», так и просто проезжающие мимо. По задумке дорожных специалистов, разгрузить перекресток возле ТЦ поможет запрет левого поворота с Каменской магистрали на Военную, вступивший в силу с 19 февраля. Где теперь разворачиваться водителям, как изменилась ситуация с пробками после запрета и когда возле «Ауры» построят двухуровневую развязку — в материале НГС.НОВОСТИ.
Левый поворот возле ТЦ «Аура» с Каменской магистрали на ул. Военную (при движении со стороны автовокзала) официально запретили с четверга, 19 февраля. Впрочем, в этот день водители по привычке поворачивали налево, проезжая под знак «движение только прямо и направо». Одновременно с этим рабочие перенастраивали светофоры — ставили в зеленую стеклянную секцию стрелку «прямо и направо». Как рассказали в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска, «запрещение левого поворота позволит увеличить пропускную способность по Каменской магистрали и со стороны автовокзала, и со стороны ул. Фрунзе».
Отмена левого поворота, по мнению специалистов, позволит освободить левый ряд для движения от автовокзала в прямом направлении, который раньше был занят ожидающим левого поворота транспортом. Во-вторых, увеличится пропускная способность и со стороны ул. Фрунзе, поскольку левый поворот на ул. Военную осуществлялся по отсечке зеленого сигнала. Зеленый сигнал со стороны автовокзала горел дольше, чем со стороны ул. Фрунзе, — теперь же зеленый для машин, едущих оттуда, будет гореть ровно столько же, сколько и для едущих со стороны автовокзала.
При этом нужно будет подняться с Каменской наверх, развернуться по кольцу и спуститься вниз. Есть еще один вариант — возле «Ауры» повернуть с Каменской направо, доехать до Т-образного перекрестка с ул. Тополевой, сделать разворот и вернуться на перекресток у «Ауры». В мэрии добавили, что помимо проблем с пробками действующий левый негативно сказывался на аварийности перекрестка. «За 2014 год здесь произошло 3 столкновения, в которых 4 человека пострадало, а также произошло 35 столкновений с материальным ущербом. Основная причина совершения ДТП — непредоставление преимущества двигающимся прямо транспортным средствам при выполнении левого поворота», — уточнили в департаменте транспорта. В предыдущие годы, по данным ГИБДД, здесь же случались и ДТП со смертельным исходом. Так, летом 2012 года столкновение ВАЗ-2109 с Mitsubishi Mirage унесло жизни сразу трех человек, еще трое получили травмы. А летом 2013-го здесь же погиб мотоциклист, столкнувшийся с кроссовером Toyota RAV4.
По данным сервиса Яндекс.Пробки, заторы возле «Ауры» стабильно формируются и в будние дни, и в выходные. «В будние дни первые пробки на ул. Военной появляются около 7:30. Затор формируется у перекрестка с Каменской магистралью. Чаще всего максимальная длина пробки не превышает 1 км, — объясняет региональный представитель компании «Яндекс» Ольга Молодан. — Пробка на Каменской магистрали появляется после обеда, ближе к вечернему часу пик. В это время Яндекс.Пробки фиксируют затруднения при движении к перекрестку с ул. Военной и по Каменской магистрали со стороны Южной площади.
Чаще всего длина пробки на Каменской магистрали находится в пределах 1 км. В вечерний час пик пробка растягивается на 2 км — до Южной площади». В выходные же дни ситуация в районе «Ауры» напоминает вечерний час пик буднего дня — горожане массово пытаются заехать в ТЦ.
По мнению экспертов, отмена левого поворота должна стабилизировать напряженную ситуацию в этом месте. «Абсолютно убежден, что это решение правильное, давно надо было уже сделать. Во-первых, пропускная способность увеличится по Каменской, и второй вопрос — там очень часто столкновения, которые вообще ставят все в тупик», — считает председатель «Транспортного союза Сибири» Валерий Ильенко. «В данном случае такая мера должна положительно сказаться на ситуации, но в первый день отмены левого поворота заметных улучшений мы не увидели. Возможно, это связано с так называемым переходным периодом: еще не все водители знают о переменах, и некоторые из них теряются в новых обстоятельствах, что создает дополнительную суету на дороге», — отметила представитель «Яндекса» Ольга Молодан.
В самом ТЦ «Аура» считают, что отмена левого поворота облегчит движение по Каменской магистрали от автовокзала, сократится и количество перестраивающихся из ряда в ряд автомобилей. «Если же говорить о том, что еще можно сделать для того, чтобы снизить дорожно-транспортную напряженность на этом участке, то неплохо было бы пересмотреть режим работы светофора на данном перекрестке, который горит зеленым на ул. Военная 25 секунд, а на Каменской магистрали — около 75 секунд, — чтобы ускорить движение по Военной», — говорит представитель ТЦ «Аура» Елена Немыкина.
Одновременно с отменой левого поворота торговый центр изменил схему заезда к себе на территорию с Каменской магистрали. Въезд перенесли на 150 м вперед от перекрестка с Военной:
это позволит избежать выстраивания автомобильных хвостов прямо на светофоре. В ТЦ добавили, что сейчас рассматривают проект увеличения количества въездов на подземную парковку.
В сентябре прошлого года на заседании горсовета Новосибирска первый вице-мэр Андрей Ксензов заявил, что к парковкам торговых центров и въездам на них стоит уделять более жесткие технические требования. Основную долю критики вице-мэр тогда обрушил на ТРЦ «Ройял Парк» — в качестве положительного примера эксперты называли СТЦ «МЕГА», развязка возле которой была обязательным условием для строителей. В мэрии Новосибирска не смогли уточнить, ставили ли такое условие при строительстве «Ауры». Однако добавили, что сейчас совместно с «Аурой» на паритетных началах ведут строительство небольшой дороги, которая свяжет ул. Семьи Шамшиных и Каменскую магистраль. Она пройдет от перекрестка ул. Семьи Шамшиных и ул. Максима Горького до самой магистрали и позволит организовать дополнительный заезд в ТЦ. Сроки окончания строительства в департаменте транспорта уточнить не смогли.
В перспективе двухуровневую развязку на пересечении Каменской магистрали и ул. Военной предусматривает проект планировки территорий до 2030 года.
Его одобрили на заседании архитектурно-градостроительного совета еще 31 августа 2012 года. «Решено так — Военная проходит над Ипподромской магистралью, и там съезды с Военной на местные проезды, можно с Военной съехать в сторону Сухого лога, в сторону Октябрьской магистрали», — рассказывает начальник мастерской генерального плана ОАО «Новосибгражданпроект» Владимир Дыха. Однако пока вопрос о ее строительстве, знает эксперт, даже не поднимали.
Дмитрий Косенко
Фото Александра Ощепкова (1), схема на основе справочника 2ГИС (2)