NGS
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+17°

пасмурно, без осадков

ощущается как +13

4 м/c,

ю-в.

756мм 25%
Подробнее
7 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Реклама
Город Ты меня убиваешь

Ты меня убиваешь

Впервые за много лет выросло количество убийств — корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал, кого, зачем и каким оружием новосибирцы лишают жизни

За полгода в Новосибирской области совершили на 6 % больше убийств, чем в прошлом году за тот же срок. Раньше кривая неуклонно шла вниз — с 2006 года убийств стало почти в 2 раза меньше. По статистике, мужчин убивают в 3 раза чаще, чем женщин — в колонии сильная половина человечества попадает тоже чаще. Корреспондент НГС.НОВОСТИ попытался составить портрет среднего убийцы из Новосибирска, выяснил, как изменилось в обществе отношение к убийствам и кого лишали жизни больше 100 лет назад жители Ново-Николаевска.

Количество убийств в Новосибирской области выросло. По данным Новосибирскстата, за первое полугодие 2014 года в полиции зарегистрировали на 6 % больше подобных преступлений. Наметившаяся тенденция изменила многолетний тренд — до этого кривая душегубств шла на спад несколько лет подряд.

В столице региона за первые 8 месяцев 2014 года было совершено 80 умышленных убийств и покушений на них, а в 2013 году за весь год их было 117. В ведомстве не сумели уточнить половой состав пострадавших, однако чаще всего убивают мужчин.

По данным статистики, предоставленной НГС.НОВОСТИ ведомством ранее, соотношение жертв-мужчин и жертв-женщин — примерно 3 к 1. Общее же количество убийств в Новосибирске с 2006 года уменьшилось больше чем в 2 раза: с 246 преступлений в 2006 году до 117 в 2013-м. В областном управлении МВД тренд подтвердили, объяснив усиленной профилактикой преступности. Например, за осужденными по статьям «убийство» и «избиение» после освобождения «присматривают» участковые и сотрудники уголовного розыска, пояснили в полиции.

Как следует из статистики НГС.НОВОСТИ, количество резонансных и громких убийств остается практически неизменным. Вот лишь несколько: в марте работник в новостройке возле метро «Октябрьская» зарезал бригадира команды отделочников, а также его жену и дочь. Причиной убийства, считают в следствии, стали финансовые разногласия коллег. В апреле житель «Расточки» задушил на развалинах детского сада 6-летнего Захара Черникова — якобы обидевшись на обидное слово. В июле двое пляжников зарезали средь бела дня отдыхавшую на берегу Оби Лидию Ш. — женщина попросила молодых людей не материться в общественном месте. Жертвами убийств оказывались в итоге и некоторые пропавшие без вести. Как, например, Алена Черноносова, которую искали почти неделю — выяснилось, что ее задушили наутро после ночной вечеринки в кафе. Гибель Захара Черникова и убийство на пляже раскрыли по горячим следам, еще два числятся нераскрытыми — несмотря на то, что у полиции есть подозреваемые в этих преступлениях.

По оценкам действующих сотрудников уголовного розыска, около 90 % убийств — бытовые, т.е. совершены спонтанно и чаще всего во время употребления алкоголя.

Его, добавили в полиции, довольно быстро ловят — убийства вообще раскрывают куда чаще остальных преступлений (в 2013-м, например, из 227 совершенных убийств в области раскрыли 201. — А.А.). Для сравнения — профессиональные квартирные кражи в Новосибирске в 2013 году раскрывались лишь в 28 % случаев, следует из доклада о деятельности управления МВД по Новосибирску.

Самый популярный мотив преступления после пьяной агрессии — жажда денег. «Чаще всего такие убийства совершают в отношении владельцев дорогих иномарок», — поделились наблюдениями полицейские. При этом за последние 10 лет практически исчезли заказные убийства — бизнес-разногласия в топ-3 мотивов лишения жизни уступили место ревности. Примерно половина убийц, добавляют сотрудники системы исполнения наказаний, ранее уже бывали за решеткой.

«Если посмотреть «трудовую биографию» заключенного, можно увидеть: он медленно и уверенно шел к убийству. Сначала — «хулиганка», потом пошла 111-я часть 1-я — может, порезал кого-то, потом еще какая-то статья — и наконец 105-я (ст. 105 УК РФ «Убийство». — А.А.).

Человек к этому просто шел, он склонен к этому», — рассказывает Николай Серов, замначальника ИК № 8 по воспитательной работе.

При этом, добавил он, называть бытовые убийства маргинальными не стоит. Среди тех, кто попал в колонию впервые и сразу за убийство, часто встречаются выходцы из приличных семей. «Первоходы», отсидев 2/3 срока, имеют право на условно-досрочное освобождение — и, кстати, многим в нем не отказывают. При этом особенные муки совести убийцы все же не испытывают. В одной из колоний строгого режима, где отбывают наказание осужденные-рецидивисты, заметили, что лишение жизни для их подопечных не является чем-то выдающимся. «Да нормальное у них отношение. В том смысле, что «Ну убил, да. Но что ж теперь тут поделаешь», — заметил один из сотрудников колонии.

«Бьшая часть убийств — это такие преступления, когда человек демонстрирует себе и окружающим пренебрежение и уничижение другого человека. Он легко перечеркнул чужую жизнь, как муху убил», — описал психоаналитик Александр Буцких. В современном обществе, добавил он, человек чаще встречается с видами смерти и крови — в жизни, новостях или социальных сетях — и пресыщается этой информацией до полного безразличия: «Возникает такой парадокс — вот она, эта самая смерть, она бушует за окошками и мониторами. И в то же время человек становится все более безучастен к этому».

Историк и автор книг «Мифосибирск» и «Город-вестерн» Игорь Маранин с психотерапевтом не согласился. По его мнению, за последние 100 лет отношение к убийству у сибиряков сильно изменилось в противоположную сторону. «Мы стали мягче. Тогда такое время было — Первая мировая война, революция, гражданская война, — что люди были настолько ожесточены внутренне, огрубели чувства. Для нас это больший шок, чем для них», — считает он.

Историк не сумел вспомнить в жизни города до и после революции сколько-нибудь резонансных преступлений. «Убийства в дореволюционном Ново-Николаевске были обыденностью абсолютной и никого не удивляли. Может, потому они и не оставляли след, — объясняет он. —

Все убийства, о которых я читал в старых газетах, были бытовыми и какими-то обыденными: жена убила мужа, кто-то по пьяни подрался или в ходе ограбления… Тогда еще было свободное владение оружием, и никого не удивляли сообщения, что прозвучала перестрелка при попытке вломиться в дом или что-то в этом роде».

Несколько раз, добавил Игорь Маранин, в Ново-Николаевске даже приходилось вводить полувоенное положение — из-за сложной криминальной обстановки.

Александр Агафонов

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления