Поток желающих посетить могилы в Родительский день в этом году сократился: ученые и священники говорят, что этот день стал для людей некой смесью языческого праздника и советского субботника, главную роль в котором играет алкоголь. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ отправились на кладбище, чтобы выяснить, зачем люди оставляют на могилах еду, кто на кладбище пьет больше других и кому этот день приносит самую большую пользу.
Справка: Роница (Руница) — поминальный день, приходящийся на второй вторник после православной Пасхи Фоминой (Радоницкой) недели. Название, очевидно, происходит от слов «радость», «радование». Корни праздника восходят к Тризне — части языческого погребального обряда у восточных славян, которая состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Современное церковное духовенство осуждает дохристианские обычаи Радоницы, в частности, призывает не пьянствовать на гробах усопших.
К могилам на Радоницу в Новосибирске приходит все меньше людей. По оценке директора муниципального предприятия «Ритуальные услуги» Сергея Воробьева, в этом году кладбища посетили около 100 тыс. человек, и это в 2–3 раза меньше, чем в прошлые годы. Впрочем, более 200 тыс. человек, уточнил Воробьев, пришли к могилам накануне — в субботу и воскресенье.
Въезд на Заельцовское кладбище с Мочищенского шоссе оказался перекрыт ГИБДД, но обнаружилась объездная дорога по ул. Бестужева и Лесной Авиации. В обычные дни проезд через коттеджные поселки в этом районе доступен только тем, кто тут живет, — все перекрыто воротами и шлагбаумами. Однако в Родительский день все кордоны были сняты.
Настоятель церкви Святой Ефросиньи Полоцкой отец Дмитрий напомнил, что в этот день православные христиане поминают усопших. Живым полагается сходить в церковь, отслужить панихиду, а затем отправиться на кладбище и помолиться там.
Традиция приносить на могилы еду и алкоголь осталась с дохристианских времен. Как пояснил старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Артем Гришин, у славян считалось, что умершие предки оставались частью семьи и с ними надо было поддерживать общение, в том числе угощать в определенные дни. Когда христианство со своими ближневосточными корнями пришло на просторы Руси, то ему пришлось адаптировать народные традиции и вкладывать в них новый смысл согласно своим догматам.
Поток людей, идущих в этот день на кладбище, делится на три части. Первыми, рано утром, приезжают те, кто решил успеть на кладбище до работы. Второй, самый массовый, наплыв посетителей — люди старшего возраста, пенсионеры. Они приезжают в первой половине дня. Ближе к обеду течение реки живых к мертвым существенно замедляется и только во второй половине дня возобновляется за счет тех, кто приехал после работы. За день на кладбище приезжают люди всех сословий и уровня достатка.
Анне Никифоровне уже 70 лет. Приезжает она в Родительский день на кладбище каждый год. Она верующий человек и идет сюда помолиться. Ее всегда сопровождает сын Антон. Он не считает себя религиозным человеком, но уверен, что почитание памяти близких — это краеугольный камень воспитания, нехватка которого довела страну до нынешнего состояния. «Если руководитель предприятия или директор фирмы нормальный мужик, то он всегда отпустит людей на кладбище в этот день», — рассуждает Антон.
Директор кадрового агентства «Люди Дела» Светлана Смольникова замечает, что руководители частных компаний действительно идут навстречу своим сотрудникам и либо делают в Радоницу сокращенный рабочий день, либо разрешают сотрудникам приехать на работу позже. Отпроситься на несколько часов и поехать на кладбище в Родительский день начальники разрешают и чиновникам, подтвердили сотрудники новосибирской мэрии корреспонденту НГС.НОВОСТИ.
Продавец цветов Юлия пришла сюда раньше всех, а около 8 часов утра встретила на кладбище мэра Анатолия Локтя.
Торговцы цветами называют этот день тем, «который год кормит», и сравнивают его с 8 Марта, с той лишь разницей, что бьшим спросом пользуются цветы искусственные. Последнее время предпочтения изменились, говорит Юля. Вместо огромных венков люди предпочитают бумажные небольшие букеты. Продавцы делают их сами, вручную, из специальных заготовок. Объем торговли Юлия раскрывать не стала, но поделилась информацией — аренда одного торгового места на кладбище обходится цветочникам в 60 тыс. руб. ежемесячно. На намеки, что искусственные цветы забирают с могил и продают вторично, продавцы обижаются. Говорят, что совесть еще не потеряли.
Подробнее правила жизни на кладбище описал Александр, который предпочитает, чтобы его называли «бродяга по жизни Саша». Его мы встретили уже на следующий день, возле Клещихинского кладбища. Проще всего получить порцию водки, по словам Саши, если предложить свою помощь бабушкам — прибрать могилу и вынести мусор. Иногда перепадают и небольшие деньги. За помощь в основном платят молодые, чтобы самим не возиться с мусором. Сто граммов, накрытые кусочком хлеба, говорит Саша, часто оставляют на могилах солдат и офицеров. Но пить он предпочитает за пределами кладбища, чтобы не иметь контактов с полицией. Обычно на могилах люди оставляют куличи, яйца и печенье с конфетами. В сборе последних у Саши есть конкуренты — цыганские дети, хотя совершают набеги и стайки местных сорванцов.
На вопрос, молится ли он за усопших, если берет еду или алкоголь с могил, Саша пожал плечами: «Ну говорю — спасибо, Боже, и все».
Цыгане на кладбище в Родительский день — это отдельная история. 29 апреля только вблизи центральной аллеи Заельцовского кладбища их оказалось четыре большие группы — это не считая тех, кто просил милостыню. Возле могил своих близких цыгане устраивают целые пиршества. Горят мангалы, на которых жарится мясо. На газовых плитках готовится другая еда. Большие столы уставлены бутылками. Люди ведут громкие разговоры, вызывая недовольство соседей.
Отец Дмитрий посетовал, что культура соблюдения христианских канонов в стране остается низкой. И сейчас Радоница для многих россиян (около 75 % из них, по данным священника, причисляют себя к православным) — это не церковный праздник, а некое сочетание языческих обрядов, советских субботников и современных пикников.
Сергей Щербаков
Фото Татьяны Кривенко