NGS
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+2°

облачно, без осадков

ощущается как -2

3 м/c,

зап.

759мм 56%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Город Последний скульптор империи (фоторепортаж)

Последний скульптор империи (фоторепортаж)

Самые известные работы главного монументалиста Новосибирска Александра Чернобровцева — его идею копировали скульпторы всего мира

В Новосибирске умер легендарный художник-монументалист Александр Чернобровцев. Его имя, вполне возможно, знакомо не всем, но о его работах, без всякого сомнения, слышал каждый житель города. Наиболее известные — монумент Славы и панно «Памяти павших» («Реквием») в сквере Героев Революции. Самые монументальные работы художника Чернобровцева, менее известные, но от этого не менее ценные для истории города, а также утерянное наследие — в фоторепортаже НГС.НОВОСТИ.

13 апреля на 84-м году жизни умер Александр Сергеевич Чернобровцев — художник-монументалист, профессор НГАХА, член Союза художников, заслуженный деятель искусств России, лауреат множества премий и почетный гражданин Новосибирска. Родился он в Липецке 12 сентября 1930 года в семье архитекторов. Детство провел в Ленинграде, а в годы войны его семья переехала в Сибирь.

В Новосибирск Чернобровцев попал в 1954 году. Благодаря ему в городе появилось художественное училище. Начинал он с оформления разных культовых у горожан в те времена общественных мест — кафе, ресторанов и тому подобного. В 1960 году создал первую работу, завоевавшую широкое признание, — панно в сквере Героев Революции. А в 1967-м — мемориальный комплекс «Монумент Славы».

Многие художники и архитекторы называют Чернобровцева самым выдающимся монументалистом города. Только монумент Славы и панно «Памяти павших» навсегда вписали его имя в историю советского монументализма, который, конечно же, отражал коммунистическую идеологию. «Этот человек — целая эпоха. И заменить его сегодня некем… Панно, которое находится в сквере героев Революции, на меня в детстве производило какое-то фантастическое впечатление. И, независимо от идеологических моментов, этот сквер имеет, я бы сказал, такую авангардистскую красивую картину — вот это панно, памятник с факелом, там была могила Адриена Лежена», — говорит архитектор Игорь Поповский.

Монумент Славы — вторая глобальная работа Александра Чернобровцева. Создавался он, как ни странно, вопреки сопротивлению властей: председатель горисполкома Иван Севастьянов, как говорится, всерьез закусил удила. А вот первый секретарь Кировского райкома КПСС Владимир Волков, наоборот, всячески помогал художнику.
Недоумение вызвали фамилии 30 тысяч погибших в Великой Отечественной войне сибиряков. Чиновники допытывались: а что делать, если кто-то из отмеченных, как потом выяснится, окажется живым или даже предателем? Тем не менее идея была реализована. И это (перечисленные имена) была оригинальная авторская идея, которую потом стали повторять на памятниках-мемориалах по всему миру.
По одной из легенд, импровизированная мастерская мастера во время работы над монументом Славы, находилась в расположенной рядом «Пышечной». На площадях местной кухни Александр Чернобровцев трудился над изготовлением форм и перетаскал сюда в течение года в общей сложности 26 тонн гипса. Кстати, интерьер этой «Пышечной» принципиально не менялся почти 40 лет.
Работа над грандиозным панно «Памяти павших» («Реквием»), расположенным в сквере Героев Революции и посвященным 104 героям Гражданской войны, проходила в неприспособленных для этого подвалах магазина «Под строкой». Это было первым достижением сибирского монументалиста, признанным за пределами города.
Одни из самых первых работ тогда еще никому не известного художника — внутренние оформления кафе «Снежинка» (народное название — «Сугроб»), которое находилось у главпочтамта, и рыбного магазина, расположенного на углу Красного проспекта и ул. Потанинской. Художник Константин Скотников вспоминает: «Кафе было там, где сейчас находится «Буфет № 1». Так что это намоленное многими поколениями алкоголиков место».
Вообще декоративно-прикладных работ Чернобровцева утрачено много: у заведений менялись хозяева, которые в свою очередь меняли интерьер. Не сохранились оригинальный интерьер кафе у цирка «Скоморохи», отделка ресторана «Центральный» и студенческого кафе «Веснушка». А вот деревянное панно «Апофеоз русской музыки», выполненное из кедра, в вестибюле Большого зала новосибирской консерватории висит до сих пор.
Еще одна монументальная работа Александра Чернобровцева — огромное панно в честь Великой Октябрьской революции — долгое время скрывалась от глаз горожан в Новосибирском метрополитене. Панно размещено на станции метро «Октябрьская», но висело как раз со стороны того входа, который долгие годы был закрыт.
«Он, с одной стороны, был достаточно спокойным, а с другой — очень твердым. У него всегда была своя позиции, и он ее отстаивал», — описал Чернобровцева архитектор Александр Ложкин. Константин Скотников же вспомнил, как лет десять назад Александр Сергеевич в разговоре обронил растерянно: «Вот раньше коммунистическая партия была впереди планеты всей, а потом отменили коммунистическую партию… Кто впереди планеты всей оказался?». Чернобровцев был вне богемных и творческих тусовок, он как бы оставался в той поре, когда был востребован монументализм.
Тем не менее мастер продолжал творить и в наши дни. Правда, работы часто оставались макетами и эскизами — денег на воплощение в городе не находили. В макете несколько лет стоит памятник георгиевским кавалерам-сибирякам, воевавшим в Первую мировую войну. «Это стилизованная часовня, увенчанная православным крестом. Внутри стоит георгиевский крест, а над ним — колокол, который должен тихо вызванивать мелодию. Сначала мы думали, что это будет «Боже, царя храни», но потом решили, что это станет вальс «Прощание славянки»… Кстати, 1 августа — 100 лет Первой мировой войне», — рассказал старший научный сотрудник музея истории округа Юрий Фабрика.
Чернобровцев оформил в свое время два из шести залов музея истории Сибирского военного округа, расположенного в Доме офицеров. Здесь он создал несколько панно на тему Октябрьской революции и Великой Отечественной войны.
Эскиз монумента отцам-основателям Новосибирска Александра Чернобровцева. Вокруг идеи создания памятника личностям, которых можно считать основателями города, шум в свое время был немаленький. И конкурс объявляли, и эскизы рассматривали, и даже победителя вроде бы выбрали. Закончили как обычно — денег в городском бюджете не нашлось.
Макет памятника Арама Григоряна, посвященного 425-летию присоединения Сибири к России. Вариант Григоряна Чернобровцев раскритиковал, назвав «Девочку на шаре» «нелепым эскимо на палочке», и отдал свой голос альтернативному варианту, разработанному архитекторами Скоробогатько и Крутиковым. Это было изображение огромного штыря, под которым стоят небольшие статуи Ермака и Ломоносова.
Лет 30 назад Чернобровцев активно занялся живописью — начал писать портреты новосибирцев. В одном из интервью «Советской Сибири» он вспоминал: «На 50-летие я получил в подарок от председателя местного отделения Союза художников набор голландской пастели. Целых 300 оттенков, небывалая для тех времен роскошь! Некоторое время просто любовался всей этой красотой, а потом мне посчастливилось раздобыть 11 листков французской бумаги, предназначенной специально для рисования пастелью. Еще немного посомневавшись, рискнул написать автопортрет. Затем взялся нарисовать соседку по квартире — и пошло дело: ученики, знакомые, коллеги…».
Одной из нетипичных для Чернобровцева стала неканоническая роспись часовни на Красном проспекте. Саму часовню, кстати, делал его сын Петр. В этой же часовне 15 апреля 2014 года состоялось отпевание Александра Сергеевича. Сейчас, когда, как считается, идет возвращение империи, монументализм может быть востребован в определенной форме — философской. «Возвращение в СССР не получится… Мы, может, флагами красными и будем размахивать, но у нас капитализм. Другой вопрос, что отразить эпохи и примирить их (через монументализм. — И.К.) — вполне возможно. Но это надо делать не пошло и штампованно», — уточнил Поповский.
«Флотская слава» — еще одна нереализованная работа мастера, которая могла появиться в районе набережной Оби. Для этого в город должны были перегнать настоящую подводную лодку «Новосибирск», списанную Министерством обороны в конце 2012 года. Все уперлось, как обычно, в отсутствие денег.
Илья Калинин

Фото Александра Ощепкова (1–7, 9, 10, 14), nro-shr.ru (8, 13), novo-sibirsk.ru (11), Евгении Брыковой (12), предоставлено Новосибирским морским собранием (15)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления