После громкого скандала и последовавших за ним переговоров с мэрией Новосибирска владелец маршрута № 1042 уволил водителя рейсового ПАЗа, который курил за рулем. Причиной стала жалоба одной из пассажирок автобуса, которая сделала шоферу замечание и нарвалась на нецензурную брань. В компании — владельце маршрута заявили, что уволили сотрудника в назидание остальным, заметив, что «пассажир всегда прав». Пользующиеся общественным транспортом горожане говорят о бескультурье водителей, перевозчики в ответ упрекают пассажиров в свинстве и хамстве. О том, за что на самом деле уволили автохама, станут ли от этого вежливее водители и кондукторы и что об этом извечном противостоянии думают перевозчики и юристы — в материале НГС.НОВОСТИ.
Водителя автобуса маршрута № 1042 Игоря Матвиенко уволили после обращения в мэрию одной из пассажирок. Педагог Елена Ж. пожаловалась на курение и хамство, свидетельницей которых она стала 26 марта. Женщина зашла в автобус на площади Калинина, намереваясь доехать со своим 5-летним сыном до остановки «Учительская». Усадив ребенка на свободное место на задней площадке, Елена заметила, что водитель прикурил сигарету. Дымом потянуло на сидящих пассажиров — в автобусах марки ПАЗ кабина водителя не отделена от салона.
«Я говорю: «Вы почему в салоне-то курите? Все равно ждем — выйдите на улицу да покурите, никто ж ничего не говорит». О-о-о, что тут началось: «Иди ты нафиг, я целый день за рулем, работа адская… Не нравится — пошла отсюда». Сигарету он так и не выкинул», — рассказала НГС.НОВОСТИ Елена. Кондуктор в это время обсуждала с кем-то по мобильному телефону происходящее, высмеивая пассажирку. Платить за проезд Елена отказалась, что вызвало новый взрыв возмущения водителя: «Он сказал: «Да пусть подавится!».
Словесная перепалка продолжалась около 20 минут — пока мама с мальчиком ехали до своей остановки. Пассажиры сперва пытались вмешаться в конфликт, но потом предпочли не замечать склоки. На «Учительской» водитель, по словам Елены, сперва не хотел ее выпускать из салона, а после специально давил то на газ, то на тормоз, чтобы сбить женщину с ног.
Педагог обратилась с жалобой в компанию, которой принадлежит маршрут, а также в мэрию Новосибирска и к журналистам. После скандала чиновники провели совещание и убедили владельца маршрута № 1042 уволить проштрафившегося водителя. Как подтвердили в ООО «Сибирь Экспресс», водитель Игорь Матвиенко приказом от 3 апреля уволен, а кондуктор получила выговор, но работы не лишилась. С маршрута убрали и автобус, на котором Матвиенко проработал около года. Ранее, по словам коллег, «до такой степени» на него не жаловались.
«Решили [уволить] как показательный пример, чтобы такого не повторялось, — рассказала НГС.НОВОСТИ Ольга Мельникова, инспектор отдела кадров компании «Сибирь Экспресс». — Я слушала водителя, слушала пассажирку: она одно говорит, водитель — другое. Но пассажир всегда прав, она же просто так не стала бы жаловаться».
Перевозчики говорят: в подобных конфликтах и те, и другие хороши. «Человек целый день за рулем, по пробкам, не у всех нервы выдерживают — бывает, что и огрызнется. Конечно, поведение надо контролировать», — соглашается Евгений Толмачев, замдиректора фирмы — владельца маршрутов № 1048, 1104. Однако, по словам эксперта, есть и другая сторона: «Пассажир многое себе позволяет, если с ним культурно разговаривать: «тормоза» просто отпускает и водителя поносят с ног до головы. То есть достается прилично и нашим. Надо вежливее друг к другу относиться».
У работников общественного транспорта есть свой список претензий: пассажиры хамят, «учат, как надо ездить» и порой отказываются рассчитываться за проезд, а выпивши — ведут себя вызывающе, нарываясь на скандал.
«Увольнять, может, и не стоило, если в первый раз так влетел. Штраф рублей на 500–1000 — самое то наказание будет. Но зря он матом-то, за это нас «жучат», в салоне ведь телефоны висят — кому и куда жаловаться», —
рассуждает о строгости наказания Александр, водитель маршрутки № 321 с 8-летним стажем. При средней зарплате в 25–30 тыс. руб. в месяц такая мера, по его мнению, будет эффективной.
Добиться наказания для водителя-хама, по мнению исполнительного директора новосибирского общественного фонда защиты прав потребителей Евгения Митрофанова, сложно по двум причинам: «Идеальный случай, когда есть аудио-видео доказательства. Но есть две проблемы. Во-первых, это все происходит моментально — он обернулся, что-то сказал. Это все ситуативно, и сформировать доказательство сложно… Второе: как пробиться до директора или собственника фирмы-владельца. Чтобы найти этого человека, нужно убить в лучшем случае полдня, и то можете даже и не узнать, кто этот собственник». Если там не удалось договориться, следует писать жалобу в мэрию, советует юрист.
Водители общественного транспорта, отмечает Евгений Митрофанов, от хамства и оскорбления со стороны пассажиров вообще практически не защищены законом. И главная причина — в сложностях идентификации обидчика. «Если водителя очень просто вычислить — номер маршрута, время поездки, номер транспортного средства, — то в данном случае гражданин, одетый в серую куртку, вышел на следующей остановке… Ну куда тут можно пожаловаться? Никуда, только личному психологу», — иронизирует юрист.
Александр Агафонов
Фото Татьяны Кривенко