6 декабря понедельник
СЕЙЧАС -1°С

Первоклашки без комплексов

Поколение беби-бума 2000-х и дети иммигрантов пришли в новосибирские школы

Поделиться

Поделиться

Специалисты департамента образования мэрии Новосибирска отчитались о 6-процентном росте числа первоклассников, а также сообщили, что в 2011–2012 учебном году будут работать 219 школ и 604 первых класса. «Никаких трудностей с нехваткой помещений из-за притока первоклассников не возникло», — рассказали НГС.НОВОСТИ в мэрии.

В ближайшие годы активность этих женщин закончится, и уже через 5–6 лет количество первоклашек пойдет на спад.

Как рассказывают в школах, в непопулярных спальных районах — например, на Волочаевском жилмассиве и окраинах Дзержинского района — больше детей не стало, зато в центре и местах с динамичной застройкой первые классы увеличиваются. «Если в прошлом году у нас было 64 первоклассника, то есть два класса по 32 человека, то теперь 3 класса по 30 человек», — рассказывает Татьяна Маркина, директор школы № 156 (рядом с Центральным рынком).

Одна из особенностей современных первоклассников — сравнительно высокий процент не посещавших детские сады. Доля таких детей за последние несколько лет не менялась и составляет сейчас 20–30 %, свидетельствуют директора школ. Причем если родители в элитных районах типа Академгородка не всегда доверяют дошкольному образованию, то иначе обстоят дела в отдаленных районах города.

«Все больше становится детей иммигрантов из Киргизии и Таджикистана, которые не были в детских садах и не владеют русским языком. С каждым годом таких детей все больше», — отмечает госпожа Маркина.

С ней согласна Вера Голикова, директор школы № 87 (Волочаевский жилмассив): «У детей выходцев из ближнего зарубежья садик заменяет семья». Как отмечают в мэрии, для детей старшего дошкольного возраста, которые не посещают детский сад, в школах открыто 106 групп предшкольной подготовки (всего в них занимается 1877 детей).

Социологи и психологи отмечают, что портрет детей 2000-х, которые сейчас идут в первый класс, отличается от детей 1990-х. Вера Шурбе, доцент кафедры социологии НГТУ, считает, что на формирование их личности оказывают влияние четыре фактора.

Во-первых, считает социолог, нынешние дошкольники-первоклассники стали жертвой социальной политики, когда государство и родители рассматривают их как товар. Во-вторых, большое влияние на их психику оказал информационный хаос, который несет шквал знаний, но не ощущение общности. В-третьих, родители перекладывают на них ответственность за выбор («сам разберется»). И наконец, отсутствие детских садов (в случае, если родители не занимаются ребенком) оставляет их наедине с криками и стонами из телевизора и интернета, ломая психику. В качестве позитивных черт госпожа Шурбе называет свойское отношение к новым технологиям, прагматизм и — если справится со всем вышеперечисленным — большую самостоятельность.

Психолог Александр Буцких соглашается с тем, что в отличие от инфантильных детей 1990-х, которых родители, еще недавно бедные, бездумно заваливали одеждой, едой и заграничными поездками, дети 2000-х более самостоятельны и осмысленны.

По его словам, здесь сыграло свою роль растущее уважение к ребенку и увлечение родителей психологией, которое началось именно в 2000-е. Характеризуя детей нового поколения, психолог акцентировал внимание на их сильных сторонах. В отличие от советской модели, когда ребенка в первые пять дней отнимали от матери, намечая таким образом «общественный» вектор его развития, нынешних первоклашек уже было принято прикладывать к груди и кормить грудью, воспитывая уверенность и доверие к миру.


Владимир Иткин

Фото Сергея Ляшко

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку