15 июня вторник
СЕЙЧАС +12°С

За рулем «Газпром»

Новосибирск готовят к внедрению автобусов на дешевом, но опасном топливе

Поделиться

Поделиться

Справка: Метан — газ без цвета и запаха; легче воздуха; смесь метана с воздухом взрывоопасна. Образуется в природе при разложении органических веществ без доступа воздуха (на дне болот, в рудниках — отсюда названия болотный газ, рудничный газ). Метан содержится в газах нефтепереработки, применяется в химической промышленности и как топливо. (Российская энциклопедия по охране труда)

Метан является основной составляющей биогаза, получаемого из твердых и жидких отходов животноводческих комплексов, городских сточных вод, при сбраживании специально выращиваемых водорослей и других организмов с быстрорастущей биомассой. (Глоссарий.ру)

Автобус НефАЗ-5299-30-31 внешне похож на троллейбус без рогов-токоприемников. Виной тому обтекатель восьми газовых баллонов (объем топлива 215 кубометров). В остальном «газовый» НефАЗ выглядит совершенно обычным: почти 12 метров длиной, 3,5 метра высотой (с баллонами) и с тремя входными дверями.

Поделиться

Газовый двигатель КамАЗ-820.61-260 (V8) мощностью 191 л.с. соответствует стандарту Euro-4. Таких «чистых» автобусов в Новосибирске практически нет — разве что городские Scania СТЦ «МЕГА». Как объяснил инженер-конструктор Нефтекамского автозавода Ильдар Гасимов, «камазовский» двигатель — это не газодизель, и работает он только на природном газе: «Метан не является продуктом переработки, как пропан. Он более экологичный. Более 30 наших автобусов на газе ушло в Краснодарский край». Еще 15 автобусов работают в Екатеринбурге. Расход газа, как утверждает господин Гасимов, — 42–45 кубометров на 100 км пробега: «Аналогичный пробег на солярке обойдется в три раза дороже». Запас хода НефАЗа на метане — 450 км, и по пути в Новосибирск его сопровождал специальный автомобиль-заправщик. Восточнее Тюмени метановые заправки — редкость. По словам инженера-конструктора, водители таких автобусов должны иметь специальный допуск, а вообще они не любят «газовую» технику: метан не сольешь и на сторону не продашь.

«Необходимо вовремя проходить освидетельствования раз в 5 лет: давление в баллонах 200 атмосфер — достаточно опасное. На пропане 50 атмосфер», — предупреждает Ильдар Гасимов с НефАЗа.

Помимо «газового» НефАЗа компания ООО «Газпром Трансгаз Томск» представила на «АвтоСибе» целый букет автомобилей КамАЗ, работающих на метане, в том числе мусоровоз и комбинированную дорожную машину для уборки снега. На грузовиках хорошо видно, как выглядят баллоны для метана из металлопластика. Использовать их даже с внешними надрезами или повреждениями композита не допускается.

Поделиться

Водитель ООО «Газпром Трансгаз Томск» Владимир Куруленко признался, что перед тем, как отправляться в рейс, всегда нюхает свой автомобиль. В метан добавляют специальные вещества (одоранты), чтобы его утечку можно было почуять: «Метановые заправки есть на Станционной и на Петухова — по 8–8,2 рубля за кубометр. В Томске есть мусоровозы и другие грузовики КамАЗ, работающие на метане». По 8,2 рубля за кубометр метаном заправляют на АГНСК-1 (ООО «Томскавтогаз») на ул. Бородина. На АЗС «Лукойл» дизтопливо продают по 23,5 рубля за литр.

Предыдущая попытка перевести городской транспорт на «голубое топливо» была предпринята в конце ноября 2006 года, когда мэрия Новосибирска подписала соглашение с «внучкой» «Газпрома» ЗАО «Сибур-Газсервис», но пока в муниципальном парке нет автобусов, работающих на газе. Установочный центр «Автогазаппаратура» в том же 2006 году перевел на метан бетономешалку строительного концерна «Сибирь». «Сейчас мы этим не занимаемся, — говорит директор «Автогазаппаратуры» Наталья Довыдова. — Не востребовано и дорого». Перевод машины на пропан стоит от 10 тыс. до 50 тыс. рублей: «В очереди стоять не надо — приезжайте хоть завтра». Литр пропана, по словам госпожи Довыдовой, стоит 12,5 рублей, а метановых заправки, по ее данным, в Новосибирской области всего три.

Производителями метана могли бы стать сами новосибирцы. Летом 2007 года идеей приобрести оборудование для производства биогаза из канализационных стоков грезил директор МУП «Горводоканал» Юрий Похил.

Частный перевозчик Олег Калашников (автобусы ZhongTong, маршрут № 1096) сказал, что ему не интересна техника на метане, потому что экономия на топливе обернется расходами на эксплуатацию: «Метан — очень сухой газ, и при эксплуатации быстро «летит» головка блока цилиндров, а это 50 тысяч рублей». Судя по всему, мэрию Новосибирска проблемы с освоением метановой техники и отсутствием заправок не пугают, и город всерьез присматривается к переводу муниципальной техники на самое дешевое топливо. Значит, «метановый десант» КамАЗа выбросился на «АвтоСиб-2011» не случайно.

Константин Пономарев

Фото автора

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...