8 апреля в России принят закон «Об электронной цифровой подписи», который позволяет обращаться за услугами органов власти через интернет, используя документы, заверенные электронной подписью. В силу закон вступит с июля 2011 года, но уже сейчас ряд государственных служб области активно принимают документы с такой подписью. О том, как жители области могут стать обладателями ЭЦП, где она может им понадобиться и что может затормозить процесс ее распространения, рассказал в интервью НГС.НОВОСТИ заместитель руководителя управления Росреестра по Новосибирской области Дмитрий Ламерт.
Справка: Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — подпись, которой удостоверяют электронные документы при обращении в госслужбы через интернет. Электронная подпись имеет такую же юридическую силу, как и традиционная. Получить ЭЦП может любое заинтересованное лицо.
Что представляет собой электронная цифровая подпись? В чем, по-вашему, видятся ее удобства?
Электронная цифровая подпись — это удобный аналог подписи, которую человек ставит на каких-либо документах. Она удобна тем, что в короткие сроки может перемещаться на дальние расстояния. Подпись позволяет получить документы из регионов страны от органов власти, которые находятся далеко, отправив туда только запрос, удостоверенный ЭЦП. Электронная подпись — это набор символов, который размещается на электронных цифровых носителях, либо на дисках, либо на флеш-картах.
Кто сейчас в большей степени ею пользуется?
Сейчас подписи в основном имеют организации и индивидуальные предприниматели. В частности, она необходима для удобства кадастровых инженеров, которые подают в Росреестр документы для кадастрового учета, заверив их ЭЦП. Также с помощью подписи кадастровый инженер может обратиться за получением сведений из государственного кадастра недвижимости и получить сведения из единого государственного реестра прав.
Может ли обычный человек получить цифровую подпись?
Какого-то разделения на юридических и физических лиц нет, и в ближайшем будущем все граждане смогут иметь эту подпись.
Например, без помощи кадастрового инженера, но при наличии ЭЦП возможно сдать в Росреестр свой межевой план, а также получить выписку из единого государственного реестра.
Насколько обширны сферы, где можно использовать ЭЦП?
Закон, который вступает в силу, полностью вводит в действие ЭЦП: любой документ можно будет подписать ручкой, а можно удостоверять электронной цифровой подписью. Также закон говорит о том, что все органы власти должны будут перейти на работу с документами, которые станут заверять электронной подписью. В частности, в Росреестре можно использовать подпись при постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет. В дальнейшем возможно использование ЭЦП в различных социальных сферах, куда можно будет отправить запрос и получить документ, не ожидая в очереди.
Каким образом человек сможет ее получить?
ЭЦП выдают удостоверяющие центры, где необходимо предоставить документы, удостоверяющие личность, а также правоустанавливающие документы на предприятие, если подпись оформляется на юридическое лицо.
Сегодня оформление электронной подписи стоит от 5000 до 7000 рублей. В ближайшее время ее стоимость будет снижаться.
Насколько проект важен государству? Возможно ли его финансирование из бюджета? Будет ли оформление бесплатным?
Пока речь о финансировании из бюджета не стоит, так как ЭЦП — это бизнес-услуга. Никто не отнимает у человека право обратиться с обычным подписанным документом, но если есть желание не являться лично в тот или иной орган власти, то можно оформить электронную подпись.
Можно ли подделать подпись? Какова у нее степень защиты?
Электронную подпись сложнее подделать, чем обычную. На 100 % нельзя гарантировать, что это не может произойти.
По крайней мере, ЭЦП в Новосибирской области еще ни разу не подделывали, в отличие от подписи ручкой.
Данные человека, которые удостоверяют его электронно-цифровую подпись, хранит удостоверяющий центр, а за сохранность самой подписи несет ответственность владелец. Если электронный носитель с подписью утерян, надо мгновенно сообщить в удостоверяющий центр, чтобы аннулировать сертификат о получении подписи.
Зачем введение электронной цифровой подписи государству?
Введение ЭЦП — это еще один шаг к улучшению качества услуг. Подпись можно будет использовать для получения какого-нибудь кредита, оформления права на свой объект недвижимости. Например, по какой-то причине вам понадобились справки из трех государственных органов. Сегодня вы должны будете либо отправить запросы во все эти органы конвертом по обычной почте, либо просто уйти с работы, отпроситься, чтобы подать запросы им лично. Наличие ЭЦП дает возможность в обеденный перерыв напечатать эти три запроса и отправить их со своего компьютера, удостоверив электронной подписью, и ждать, когда вам придут ответы.
Связана ли электронная подпись с универсальной электронной картой, которую начнут вводить с января 2012 года, чтобы объединить паспорт, страховой полис и прочие документы?
Прямой связи здесь нет, но работает карта по тому же принципу. Если ЭЦП дает возможность не подписывать, а удостоверить, то электронная карта позволяет не носить с собой большой объем документов.
Быстро ли подпись приобретет популярность и что будет тормозить ее внедрение?
Тормозить или ускорять этот процесс будет скорость внедрения ЭЦП во всех органах власти: чем быстрее эту услугу органы будут предоставлять, тем быстрее подпись будет распространяться. К тому же все новое пугает, а подпись — новый механизм, мощный рывок, не все его воспринимают на «ура».
Сами заведете себе электронную подпись?
Я приобрету себе такую подпись, как только все органы власти начнут активно предоставлять эту услугу.
Елена Громкова
Фото infoculture.rsl.ru (1), автора (2)