Сибирское Рериховское общество, основанное в 1991 году, продолжает активно действовать, несмотря на обвинения в сектантстве. Построив своими силами Дом-музей Рериха в центре Новосибирска, местные поклонники его таланта мечтают получить подлинники картин и, не афишируя свою деятельность, распространяют духовное учение Рерихов.
Прогуливаясь по центру Новосибирска, можно случайно оказаться на улице Коммунистической. Дома, на ней расположенные, ничем особенным не примечательны: администрация Центрального района, швейная фабрика, на которой давно уже не шьют, а сдают помещения под офисы, Дом Журналиста с кафешкой, в которой раньше, лет 5-7 назад, можно было неплохо и недорого выпить-закусить. Все привычное и знакомое. Есть, правда, на этом пятачке, от Советской до Красного проспекта, одно здание, незаметное сразу, но достойное внимания. Оно расположено в глубине двора, за высокими коваными воротами и забором. На воротах висит табличка «Дом-музей Николая Константиновича Рериха».
Дом напоминает дореволюционную русскую усадьбу: двухэтажный особняк с небольшой мансардой и двумя парадными подъездами. Приглушенный светло-зеленый цвет фасада здания и белые колонны создают ощущения аккуратности и умеренности. Если присмотреться, то сразу становится понятным, что здание построено только что, и в него вложены совсем немалые деньги, но ни возле ограды, ни внутри нет и следа роскоши меценатов, как-то: дорогие авто или рекламные растяжки. Все очень тихо и спокойно. Хотя, очевидно, внутри течет жизнь. Ее ритмы и вибрации не похожи на привычный судорожный темп сибирского мегаполиса. Как непохожа была жизнь Николая Рериха, великого русского художника и мыслителя, на жизни своих современников.
Справка:
Николай Константинович Рерих (1874-1947) выдающийся русский художник, мыслитель, путешественник и общественный деятель. Автор более 7000 картин и рисунков. Участник нескольких экспедиций на Восток, в том числе в Гималаи. Основной мотив творчества – изображения природы Индии и Тибета, и картин на религиозные и мистические темы. После одного из путешествий в Индию остается навсегда в этой стране. Совместно со своей супругой Еленой Рерих создает духовное учение под общим названием «Живая Этика».
Философско-мистическое учение, созданное Рерихами, которое имеет второе, более восточное название – «Агни-Йога», нашло большое количество последователей в нашей стране. Особенно оно стало популярным среди интеллигенции в 90-е годы прошлого века. Оказавшись в ситуации духовного вакуума после падения идеологии коммунизма, многие с энтузиазмом приняли учение, провозглашавшее общегуманитарные и культурные ценности, соединив их с ароматом религиозности и мистики Востока. Рассказы о загадочной стране Шамбала, в которой обитают мудрецы, достигшие просветления, были востребованы многими нашими соотечественниками. Почти во всех крупных городах России и СНГ возникают организации по изучению и сбережению наследия Рерихов. В Новосибирске такая организация возникает в 1991 году, ее вдохновителем и организатором стала Наталия Дмитриевна Спирина, рериховед, поэт и прозаик.
В 1997 году Новосибирская мэрия выделяет Сибирскому Рериховскому обществу земельный участок на улице Коммунистической для строительства дома-музея.
Как утверждают новосибирские рериховцы, музей был возведен на пожертвования, как частных лиц, так и организаций, причем практически все было построено своими силами. Фотоотчет о строительстве можно увидеть на первом этаже дома-музея. И хотя еще не все работы по внутренней отделке закончены, достижения строителей-энтузиастов впечатляют. Сейчас для посетителей открыты первый и второй этажи. На первом располагается просторный холл с гардеробом, и магазинчиком, в котором продаются репродукции картин Рериха и различная литература духовной тематики. На втором этаже разместились небольшой, мест на 100 конференц-зал, и выставочные площади. На третьем, незавершенном этаже, должна в будущем появиться собственно основная коллекция музея – подлинники картин Николая Рериха и его сына Святослава.
Однако, откуда возьмутся оригиналы картин, остается тайной. На сегодня в собственности СибРО (Сибирского Рериховского общества) нет картин великого художника. При создании дома-музея последователи Рериха планировали получить картины своего учителя от государства. Но с тех пор позиция государства претерпела коренные изменения. Основные коллекции картин находятся в Москве, в Музее Востока, и в Новосибирске, в Художественном музее.
Как нам сообщила главный хранитель Новосибирского Художественного Музея Мышко Ирина Анатольевна, на сегодняшний день в галерее содержится 60 работ Николая Рериха и 5 работ Святослава Рериха. Все работы находятся на постоянно работающей выставке. Передача картин из музея для хранения или экспозиции в другом месте не планируется.
Ситуация вокруг художественного наследия великого художника постоянно сопровождается скандалами, требованиями, воззваниями. Потому что есть что делить. Николай Рерих отличался феноменальной продуктивностью в сфере производства картин. За свою жизнь он написал их более 7000. На сегодняшний день они востребованы на художественном рынке, и регулярно продаются на мировых аукционах. По мнению экспертов, картины Николая Рериха оцениваются от 30 до 100 тысяч долларов. А известные и большие картины стоят и того дороже. Приобретенное Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем на аукционе «Сотбис» полотно под названием «Сокровище ангелов» (другое название – «Русский апокалипсис»), обошлось великим музыкантам в 484 тысячи долларов.
Помимо битв за материальное наследие художника, тяжелые бои ведутся и в духовной сфере.
Главным противником рериховцев выступила Православная церковь. По мнению священников, Рериховские общества - это не культурно-просветительские организации, а секты, которые уводят людей от истинной веры.
По информации, распространяемой на сайте Собора Александра Невского (Новосибирск), учение «Агни-Йога» характеризуется как «религиозный культ оккультно-антихристианского характера». Также сообщается, что определением архиерейского собора Русской Православной Церкви (2 декабря 1994 г.) засвидетельствовано, что \"...язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Е.Блаватской, \"Учение живой этики\" с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви\".
В отличие от большинства религиозных сект, рериховцы никогда не проводили активной рекрутизации в свои сторонники. Они не исповедуют агрессивную форму донесения своих ценностей до сознанья масс, а напротив, проводят свои собрания, в форме, которая более подходит для культурных и научных мероприятий. Семинары, круглые столы, конференции, ежегодные «Рериховские чтения», такие формы собраний приняты у сторонников философии великого художника.
Несмотря на критику, Сибирское Рериховское общество продолжает активно функционировать. Стараясь при этом не прибегать к прямой рекламе. Обществом проводятся «Рериховские чтения», функционируют небольшие киоски по продаже книг и репродукций работ Рериха. С 22 января начала работать выставка «Алтай. Ступени грядущего». Экспозиция состоит из эстампажей (копий) первобытных наскальных рисунков и фототопейзажей главного научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН доктора исторических наук Владимира Кубарева.
Выставка хоть и небольшая, но интересная. Если захотите ознакомиться с алтайскими древностями, обратите внимание: вход в Дом-музей со двора. Подальше от ненужного внимания.
Артур Беленький, специально для НГС