NGS
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-4°

ясная погода, без осадков

ощущается как -6

0 м/c,

штиль.

763мм 95%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Развлечения «Черный плавник»: стыдно за нас

«Черный плавник»: стыдно за нас

Страшный фильм, после которого я ни за что не пойду в новосибирский дельфинарий

24 февраля 2010 года в знаменитом парке водных аттракционов Sea World, что в Орландо (штат Флорида, США), случилось страшное: самец косатки Тиликум изувечил и убил опытную дрессировщицу Дон Браншо. С этого происшествия начинается документальный триллер «Черный плавник» — скрупулезное исследование психологии высокоорганизованных существ, один из самых горьких фильмов о порабощении человеком животных и мощный аргумент против дельфинариев. Начинающий режиссер Габриэла Каупертвэйте мастерски и с нескрываемой болью рассказывает историю, актуальность которой будет возрастать по мере того, как человечество начнет осознавать всю пагубность эксплуатации животных, которые никогда бы добровольно не согласились участвовать в шоу для ублажения человеческого тщеславия. В этом смысле «Черный плавник» — это кино будущего.

Сталкивая рекламные ролики парка Sea World, маскирующие подневольный труд животных под Диснейленд, и любительские записи нештатных ситуаций, ранее не попадавших в СМИ, фильм отматывает время назад, в 1970 год. Тогда и началась масштабная охота на косаток для их дальнейшей эксплуатации в парках водных аттракционов.

Хроника охоты на детенышей косаток — это по сути геноцид: человек вмешивается в отлаженные социальные связи, которые у косаток намного крепче, чем у людей. Оказывается, они настолько привязаны к своим детенышам, что в естественных условиях дети косатки никогда не покидают свою мать — притом что некоторые самки могут жить на воле до 100 лет. В неволе же детенышей разлучают с матерью и продают в другие парки. Рассказ в «Черном плавнике» об одном из таких случаев разрывает сердце на части и приводит в такое смятение, на фоне которого меркнет даже самая трагичная сцена «Выбора Софи».

Проводя всю жизнь в бетонном резервуаре, в то время как в дикой природе ее сородичи проплывают до 150 миль в день, заключенная в неволю косатка — от разочарования и полного отчаяния — начинает нападать на людей, не имея возможности выместить гнев и боль иным способом.

В «Черном плавнике» показано, как столкновение с трагедией приводит причастных к ней людей к осознанности и переосмыслению своих действий, к серьезным изменениям мировоззрения и раскаянию в том, чему они посвятили свои жизни. Комментируя случившееся, авторы подкрепляют свою позицию не только цифрами, опровергающими все позитивные факты одомашнивания этих животных (в частности распространенного заблуждения, что в неволе косатки якобы живут дольше), но и душераздирающими кадрами агрессии косаток против своих поработителей. Это — кино, которое заставляет плакать и одновременно пробуждает гнев. Это — кино активной гражданской позиции, которое перевернуло представления американских зрителей о сути подобного рода развлечений. Во всяком случае, многие из более чем 200 тыс. жителей США, посмотревших его в кинотеатрах, зареклись когда-либо ходить на шоу, эксплуатирующие животных.

Доходчивый в своей наглядности образ — обвислого спинного плавника Тиликума — это не просто некий маркер, отражающий физическое неблагополучие от пребывания (причем всех без исключения) косаток в неволе, но и сильнейший по своей эмоциональности символ рабства и подчинения одного живого существа другому, некогда возомнившему себя хозяином природы. Этот фильм показывает, что животные, косатки в частности, тоже обладают душой и чувствами, тоже могут страдать от одиночества и бушевать от гнева, реагируют и в тех и других случаях на то, что причинил им человек.

Фильм, выпущенный только в США (всего на 99 экранах), вряд ли когда-либо будет показан в России, которая, пытаясь соответствовать мировым стандартам, в том числе и в области развлечений, начала вдруг возводить в крупных городах дельфинарии. Строится он и в Новосибирске — и уже вызвал протесты группы активистов, считающих, что эксплуатацию одних из умнейших живых существ на Земле иначе как постыдным легализованным рабством и не назовешь. И когда-нибудь наши наследники, как герои этого фильма, будут раскаиваться и восклицать: «Боже, какие же были дикие времена!».

Андрей Малов

Фото telegraph.co.uk

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления