NGS
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+4°

пасмурно, дождь

ощущается как 0

4 м/c,

с-з.

751мм 64%
Подробнее
0 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Реклама
Развлечения «Ваджда»: покупательница велосипеда

«Ваджда»: покупательница велосипеда

Первый фильм Саудовской Аравии

Кино медленно, но верно осваивает все новые географические территории

Летом я рецензировал первый парагвайский фильм, вышедший в российский прокат. И вот теперь пишу о первом фильме, снятом в Саудовской Аравии. Хотя «Ваджда» тоже не попала в иноязычный оскаровский шорт-лист из девяти претендентов, притом что многие прочили ей как минимум номинацию, категорически рекомендую это кино к просмотру. По меньшей мере, любопытство должен вызывать уже тот факт, что это и в самом деле первая картина, снятая в экзотической стране (к тому же женщиной) и сразу ставшая обладателем трех призов МКФ в Венеции.

12-летняя Ваджда — дерзкая девчонка из пригорода Эр-Рияда — мечтает о зеленом велосипеде, который продается в соседней лавке. И в то время как мать поглощена и озабочена намерениями мужа взять вторую жену, Ваджда, предоставленная самой себе и не надеющаяся на спонсорство родителей, сама вынуждена зарабатывать на дорогое удовольствие в 800 риялов. Но сплетенные собственноручно браслеты не сулят больших барышей, а вот призовые в 1000 риялов за победу в школьном конкурсе на лучшее знание Корана обещают с лихвой покрыть нужную сумму. (Кстати, если бы у нас устраивали аналогичный конкурс, например, на знание Библии, то школе пришлось бы раскошелиться примерно на 20 тысяч рублей.) И поэтому Ваджда начинает активно посещать религиозный кружок, штудируя с остальными претендентками главную книгу мусульман.

Мечта купить велосипед становится не просто сюжетным движком, не только метафорой преодоления социальных предрассудков, где девочкам нельзя кататься на велосипедах, но и красивой отсылкой в историю кино, и прежде всего к итальянским «Похитителям велосипедов». Рассказывая о повседневных заботах девочки из среднего класса, «Ваджда» в каком-то смысле продолжает неореалистические традиции, заложенные фильмом Де Сики. И, по всей видимости, отражает наметившуюся в стране оттепель — смену приоритетов и постепенное ослабление позиций ислама в пользу развития светского государства. Если учесть, что это кино снималось несколько лет, то перемены происходили не так уж стремительно, хотя режиссер утверждала в интервью, что страна менялась прямо на глазах.

Картина как раз и фиксирует ретроградские обычаи одной из самых богатых стран мира, занимающей второе место по добыче нефти, наверняка догадываетесь после кого. Однако высокий национальный доход ничуть не мешает притеснению женщин, которым предписано носить хиджабы, стоять во время молитв как можно ближе друг к другу, чтобы, не дай аллах, дьявол не протиснулся, платья в торговых центрах примерять в туалете, потому что примерочные для женщин там просто не предусмотрены, а во время месячных листать страницы Корана только с помощью салфетки… Но женщинам еще сравнительно повезло, а вот с нарушителями закона там вообще не церемонятся: за воровство отрубают руки, а за более тяжкие преступления и того хуже — голову. В стране, где запрещены кинотеатры, за молодыми парочками охотится полиция нравов, и Ваджде, которой особенно некуда отправиться в свободное время, приходится резаться с папой в стрелялки на большой плазменной панели.

«Ваджда» в чем-то похожа на иранское кино, которое в последние годы не раз затрагивало тему женской дискриминации. Но в Иране, где снимают под сотню фильмов в год, с особо острыми работами легче «затеряться», чем в СА, где кино отродясь не было. Поэтому иначе как подвигом появление этого фильма не назовешь. И в самом деле, разве не героический поступок — снять кино в стране, где уровень сегрегации женщин один из самых высоких в мире. По этой самой причине режиссеру-женщине Хайфе Аль-Мансор время от времени приходилось руководить съемочным процессом из специального укрытия, иначе некоторые разгневанные сограждане могли забросать ее камнями (и даже покровительство принца не помогло бы, и неприкосновенность мужа-дипломата). Настолько там некоторые не любят, когда женщина командует мужчинами, пусть даже и в рабочей обстановке. Именно по этой причине кино снималось невероятно долго — почти 5 лет.

Полагаю, что накануне наступления Нового года это кино куда сильнее вдохновит на личные достижения, нежели очередные приключения какого-нибудь Хоббита.

Фото londonfilmfanatiq.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления