Эйб, тридцатилетний маменькин сыночек с хорошо заметным лишним весом и уже четко обозначившейся лысиной, коллекционирующий супергероев из детских игрушечных наборов и всем видам спорта предпочитающий броски пустых банок в мусорные корзины, знакомится на вечеринке с меланхоличной брюнеткой-интеллектуалкой. У девушки взгляд с поволокой, отчего Эйб вдруг решает, что больше ему не следует быть одиноким… Поэтому и начинает делать несвойственные для себя вещи — добиваться ее руки. Получается у него не очень, но девушка использует его несуразную настойчивость как шанс для того, чтобы самой выйти из очередной депрессии. В общем, парочка намечается та еще…
Солондз весьма почитаем в кругах нских киноманов: проведенная четыре года назад ретроспектива его фильмов стала одной из самых успешных программ в кинозале «Синема», собрав аншлаг на главный хит режиссера — «Счастье» (1998). Собственно, так оно и есть: мы говорим «Солондз», подразумеваем «Счастье» — к слову сказать, одно из самых беспардонных едко-сатирических творений в истории кино, направленных против общества потребления. Спустя 12 лет Солондзом похоже окончательно завладели человеконенавистнические настроения.
Вроде бы это кино об инфантильности тридцатилетнего неудачника, но главной мишенью здесь становятся родители Эйба — настоящие живые мертвецы, которые доживают свой век, сидя у телевизора за ежевечерними просмотрами каких-то бесконечных шоу. Честно признаться, столь отвратительных персонажей мне давно не приходилось видеть. Я не знаю, что сделал Солондз с Кристофером Уокеном и Миа Фэрроу, играющими отца и мать Эйба, но обе звезды представляют собой настолько жуткое зрелище, что я бы на их месте потребовал компенсацию за моральный ущерб. Глядя на них, мысль о бессмысленности человеческого существования уже не выглядит пессимистичной, а предстает чистым ужасом, не имеющим никакого отношения к жанру хоррор.
Мир, где в будущем для тебя уготовлено место «тихого зомби», видимо, не очень вдохновляет и самого Солондза. Но ничего позитивного такой перспективе он противопоставить не может, поэтому главный герой все время проваливается в ирреальность, где и начинает проводить все больше времени, пока не остается там навсегда. И если в реальной жизни Эйба вроде как хоронят после неудачного столкновения на дороге, то это еще совсем не значит, что он перестает функционировать в своем параллельном измерении.
Фильм оставляет некоторые загадки для ума, но при этом совершенно не заботится о чувствах зрителя. Не знаю, как вы, а я фильмы воспринимаю и на физическом уровне, поэтому во время просмотра «Темной лошадки» у меня случилось что-то вроде расстройства желудка. А в таких случаях обычно не бывает острого желания разгадывать предлагаемый авторами ребус: кто, где, когда и почему, собственно?..
Подогреваемые мультимедийными сказками, американцы (как и мы) охотно верят в чудо, а когда понимают, что ждать его, в общем-то, неоткуда (лузеру лузерово), либо берутся за оружие («Боже, благослови Америку»), либо уходят в мир грез, откуда не собираются возвращаться («Темная лошадка»). Еще пару десятков таких лент — и в продолжающейся холодной войне с Америкой мы выйдем безоговорочными победителями, одолев «империю зла» ее же собственными руками (фильмами).
Фото kinopoisk.ru