Признаться, я практически не слушаю музыку по радио, потому что предпочитаю слушать ту музыку, которая нравится мне, а не ту, которую ставят в плей-листы радиостанций. В машине у меня лежит подборочка любимых дисков, а если приведется добираться общественным транспортом, то я предпочитаю заткнуть уши наушниками, потому что музыкальные предпочтения водителя маршрутки, думаю, способны опечалить 99 % пассажиров, оказавшихся в этот безвыходный момент в салоне. И даже неважно, что именно им пришлось слушать — радио «Шансон» или какую-то рейтинговую попсу, еще не дай Бог на русском языке. Дело в том, что музыка, которую крутят в радиоэфире, — практически стопроцентный коммерческий продукт, слушать который по доброй воле среднестатический относительно взрослый человек согласился бы разве что в качестве неприметного фона, либо на школьной дискотеке, либо вообще не согласился бы.
Но наши депутаты подошли к этому вопросу очень серьезно — практически как к национальному. И предложили обязать радиостанции крутить в эфире не менее 50 % отечественной музыки на русском языке. Дескать, молодежь должна слушать песни на родном языке, который и так в опасности. Сегодня англоязычные песенки, завтра родной язык позабудут, а там и патриотизму конец — продадут Родину буржуинам за бочку варенья. Идея-то, конечно, сама по себе хорошая, но, как говорится, сделана в России. Интересно, представляют ли себе депутаты, что такое среднестатистическая отечественная музыка, которая соответствует радиоформату и потому может пройти в эфир? Это русская попса и шансон, потому что самый высокий рейтинг именно у них, а ставить в эфир нерейтинговые вещи никакая радиостанция в здравом уме не согласится, потому что это занятие бизнесом, а не агитпропом. Никто не спорит, что в отечественной музыке немало очень интересных исполнителей и бэндов, играющих качественную и действительно хорошую музыку, немало оригинальных явлений, но все они занимаются дистрибуцией своей музыки через интернет, либо не занимаются вообще. И ответ на вопрос «почему?» очевиден, как божий день — потому что они работают вне массмаркета, потому что они в вечном андерграунде и радийщикам, которые, как и все прочие, думают прежде всего о прибыли, а не о благих целях просвещения, неинтересно ставить в эфир какую-то команду, пусть даже играющую отличный электроклэш, которая популярная в определенных клубах, но не собирает стадионы. Эксперимента ради депутаты могли бы открыть новую радиостанцию за государственный счет и крутить там самую отличную русскоязычную музыку — думаю, все бы с удовольствием посмотрели, что бы вышло из этой благородной затеи.
Я не знаю ответа на вопрос, почему хорошая музыка в России не становится популярной и не попадает в радиоэфиры, и известный мем Захара Мая в качестве ответа «Главная проблема музыки в России — это ты» мне не кажется убедительным. Но я точно знаю, что даже самая радиоформатная попса у тех же «продажных пиндосов» просто на порядок выше российской, это очевидно хотя бы даже в плане вокального уровня: там умеют петь, у нас — нет. Но мы никогда этого не признаем, как же, они же — пиндосы. И еще мне совершенно очевидно, что если предложенный закон будет принят, то радиоэфир изгадится окончательно. И, кстати, это окажется испытанием в том числе и для того самого национального языка, потому что глупость и пошлость на иностранном языке разберет не каждый, а вот «великий и могучий» дело доделает.
Все это напоминает недавнюю историю с очередным предложением депутатов установить кинотеатрам квоту, согласно которой обязать ставить в прокат не менее 28 % российских лент. Все знают, что такое коммерческое русское кино, за которое даже перед соотечественниками стыдно? Впрочем, его и так крутят. Все знают, насколько заполнен зал во время сеанса немейнстримного российского фильма? Причины аналогичны. Так кому это все нужно?
Фото Стаса Соколова