NGS
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+16°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +15

1 м/c,

южн.

744мм 46%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Развлечения Старый Новый Орлеан

Старый Новый Орлеан

В театре Афанасьева состоялась премьера спектакля «Трамвай «Желание»

Когда Новый Орлеан под прицелом мировых телеканалов уходил под воду, нашлись те, кто оплакивал не только погибших, но и смутное обаяние, декадентский образ «самого европейского», как говорят, города Америки. Города, подарившего миру чудо по имени «джаз». Тогда как-то разом вспомнились многочисленные отражения Нового Орлеана под разными углами в кино, музыке и литературе. Впрочем, один из главных символов Нового Орлеана – пьеса «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса, которая с апреля идет в Новосибирском городском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева, в напоминаниях, представлениях и особых поводах не нуждается.

Справка: Пьеса Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» увидела свет на Бродвее в 1947 году, а годом позже получила Пулитцеровскую премию. В 1951 году вышел фильм с Марлоном Брандо и Вивьен Ли, отмеченный несколькими «Оскарами».

Потеряв родовое имение, Бланш приезжает к замужней сестре Стелле в Новый Орлеан. Пересев с трамвая «Желание» на трамвай «Кладбище», Бланш оказывается в трущобах под названием Елисейские поля (в названиях можно прочитать метафору всего происходящего с героиней). С первых же дней между антагонистами Бланш, цепляющейся за остатки былого аристократизма и мир красивых фантазий, и мужем Стеллы, грубым и приземленным заводским рабочим польского происхождения Стэнли Ковальски, возникают взаимное презрение, недоверие – и сексуальное притяжение.

Многие штрихи, одновременно и символичные, и создающие «местный колорит», – вроде слепой мексиканки, продающей «цветы для мертвых», – из постановки вычищены. Вместе с духом Нового Орлеана не попал на сцену и верхний, самый очевидный, смысловой слой многогранной и неоднозначной пьесы – конфликт между чахнущим, аристократическим Югом и новой напористой, прагматичной, низовой городской культурой. Хотя, конечно, церемонно и с реверансом преподнести современному и неамериканскому зрителю этот чужой и уже представляющий музейную ценность конфликт было бы, по меньшей мере, экстравагантностью.

Декорации к «Трамваю «Желание» вышли лаконичными, суровыми, «опрощенными». Ничего лишнего, никаких экстравагантных мазков вроде мотоцикла, на котором разъезжал Стэнли Ковальски в постановке московского ТЮЗа. Для описания быта персонажей «Трамвая» на сцене НГДТ лучше всего подходит слово «аскетизм».

Аскетизм вместо вульгарной и физиологичной бедности, изначально присущей квартирке Стэнли, который с его «животным упоением бытием» у Уильямса был кем угодно, но только не аскетом.

Мебель и перегородки между комнатушками сколочены из деревянных ящиков. Знаете, такие ящики, в которых овощи и фрукты, переложенные бумажной «соломкой», перевозят… Впрочем, сейчас, кажется, уже не перевозят. Потемневшее, как будто выловленное из воды дерево наводит на неожиданную и, наверняка, незапланированную ассоциацию – все помнят, что случилось с городом, по которому некогда действительно ездили трамваи с названиями «Желание» и «Кладбище».

Как будто иллюстрируя свой статус короля в собственном жилище, короля, которому все подвластно, Стэнли в кульминационной сцене изнасилования двигает грубые декорации-перегородки, прижимая Бланш к стене, – в этом доме даже стены против нежеланной гостьи. Зрители на первых рядах в этот момент «включаются» в действие, вжимаясь в спинку кресла и чувствуя себя, как случайно проходившие мимо и по уши вляпавшиеся в криминальную «бытовуху» добропорядочные граждане.

Простота декораций оставляет пространство для чистого психологизма и не привязанных к времени и месту вечных конфликтов. И, действительно, эмоций, почти радостного, несмотря на трагизм материала, энтузиазма, энергии спектаклю хватает.

Наиболее достоверным и практически безупречным, лучшим, что есть в спектакле, выглядит Павел Поляков в роли Стэнли Ковальски. Стэнли, живой и убедительный, выглядит не книжным персонажем полувековой давности – подлинность его образа можно сверить по первому встречному прохожему в «Адидасе» и с банкой пива. Возможно, такая трактовка и сравнение кого-то покоробят, но факт налицо – веришь безоговорочно.

Есть подозрение, что итоговое присоединение зрителя к позиции хрупкой, захлебнувшейся в собственных мечтах идеалистки Бланш или к позиции твердо стоящего на ногах и не терпящего иллюзий Стэнли зависит от того, чья харизма перевесит на сцене, – в глазах зрителя. Здесь Бланш (Снежанна Мордвинова), кажется, проиграла.

Наглый и принципиальный, грубо обаятельный парень из соседнего двора естественно, как дышит, существует в пространстве сцены, дисгармонируя с несколько преувеличенной пафосной театральностью обеих сестер. Выглядит это так, как будто они не из разных социальных слоев, как и заявлено в пьесе, а из разных спектаклей. Может быть, именно из-за этого в спектакле возник какой-то разлад, что-то пошло не так, и мое личное сильное желание увидеть «Трамвай» на сцене театра Афанасьева, осталось удовлетворенным не до конца.

Елена Полякова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления