Российский алкогольный рынок постепенно отходит от потрясений прошлого года и начинает свое поступательное развитие. Уже давно хотелось порадовать доброй новостью потребителя, во всех отношениях заинтересованного в качестве, ассортименте и стоимости вино-водочной продукции. В начале 2006 года на сибирском рынке алкоголя появился крупный игрок с красноярским корнями – ОАО «ФормулаХолдинг». Примечательно, что новый, крупнейший в СФО дистрибьютор, будет «играть» не только на оптовом, но и на розничном рынке. 14 марта 2007 года руководство компании заявило о намерении открыть в Новосибирске сеть специализированных магазинов «Винотека» и более дорогих винных бутиков «Негоциант».
Объединение дистрибьюторов алкоголя проходило параллельно с важными событиями на этом рынке и «стало ответным шагом на новые вызовы рынка». По словам генерального директора компании «ФормулаХолдинг» Константина Лапыцкого, его холдинг проявляет интерес к развитию розничной торговли и уже имеет 4 площадки в Новосибирске, которые послужат стартовыми. Первые магазины начнут работать уже в апреле. Всего на территории Сибири будет открыт 41 магазин в этих двух форматах – несколько уже работают в Красноярском крае и в Хакасии. В течение 2007 года в Новосибирске запланировано открытие 7 магазинов.
Справка: У истоков создания «ФормулаХолдинг» стояли компании «Формула» (Красноярск), «Кора» (Кемерово) и «ФЭТ» (Омск). Из новосибирских дистрибьюторов к объединению присоединилось ООО «Алкион» (теперь – «Формула-Новосибирск»). На сегодняшний день межрегиональная сеть ОАО «ФормулаХолдинг» входит в пятерку крупнейших дистрибьюторов алкоголя medium и premium класса в России.
По просьбе НГС.НОВОСТИ Константин Лапыцкий подробнее рассказал о формате своих магазинов и обрисовал портрет новосибирского потребителя премиум-алкоголя.
«Винотека»:
Магазин самообслуживания площадью 150 кв. м. 60 % полок отдано под вино: «Конечно, там будет и крепкий алкоголь – как же без него. Самое интересное, что у нас будут специальные сервисные зоны, в которых можно будет в стеклянном бокале, а не в пластиковом стаканчике попробовать охлажденное вино. Мы будем устраивать постоянные дегустации».
«Негоциант»: Винный бутик. В отличие от сетевой «Винотеки», здесь каждый магазин будет сделан в отдельном стиле: «В «Негоциантах» планируется сделать специальную дегустационную комнату, куда мы будем приглашать публику и проводить тренинги: как открывать, как пробовать, дегустировать вина и как начать в них разбираться. Также мы хотим сделать корпоративные винные хранилища для компаний, которые интересуются вином».
«Если мы берем премиальный сегмент, то в Новосибирске больший упор на крепкий алкоголь: виски и так далее. В Красноярске, например, достаточно хорошо продается вино премиального сегмента», – заверил нас господин Лапыцкий. Говоря о винном портфеле своей компании, Константин Лапыцкий заметил, что в ассортименте «ФормулаХолдинг» присутствуют и вина «Кубань вино», которая сегодня инвестирует серьезные средства в виноградники (80 – 100 рублей за бутылку), и более дорогие вина из Франции, Италии, Испании, Чили, Австралии, Аргентины и других стран (150 – 200 рублей). Гордость компании – коллекция особых вин мелких производителей и качественные дорогие вина.
«Самый лучший контроль качества – это разборчивость в связях», – уверен генеральный директор «ФормулаХолдинг».
Руководитель департамента развития промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области Сергей Семка сообщил, что администрация региона заинтересована в том, чтобы на местном рынке работала «светлая» компания, которая исправно платит налоги и выдерживает требования по среднему уровню заработной платы по отрасли. В «Формула-Новосибирск» это 25 тыс. рублей. В Новосибирске «ФормулаХолдинг» открыла собственный распределительный центр на базе складских мощностей «Национальной логистической компании». Следующий этап – заключение соглашений с местными производителями алкоголя.
Несмотря на то, что основной контракт компании «ФормулаХолдинг» – это контракт с Bacardi-Martini, она занимается собственным винным импортом и накопила большой опыт в этой сфере. «Мы пробуем все, что продаем», – заявил Константин Лапыцкий.
Особенность развития «ФормулаХолдинг» заключается в источниках финансирования. Для развития и расширения в Сибири был выбран путь слияний и поглощения других региональных компаний. «Для того чтобы привлечь инвестиции для такого рода стратегии, мы сделали уникальный для алкогольного рынка шаг – создали закрытый паевой фонд прямых инвестиций. На сегодняшний день стоимость его чистых активов 634 млн рублей», – пояснил господин Лапыцкий. Его компания гордится тем, что среди акционеров фонда есть иностранцы: «Это уникальная вещь, потому что портфельные иностранные инвестиции в алкогольную отрасль России – большая редкость».