NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

ясная погода, без осадков

ощущается как -3

0 м/c,

штиль.

762мм 92%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Культура мнение «Каждая книга — кража у собственной жизни». Как книги могут вредить школьникам и взрослым

«Каждая книга — кража у собственной жизни». Как книги могут вредить школьникам и взрослым

Стоит ли настаивать на чтении и может ли увлечение литературой испортить жизнь — мнение автора НГС

Раньше школьники читали больше

Сегодня поговорим о чтении книг. Насколько вообще школьники сейчас интересуются этим? Что им навязывают в школе? Об обратной стороне чрезмерного увлечения книгами взрослыми людьми также рассуждает Дмитрий Косенко.

— Обожди, ты Пушкина знаешь?

— Пушкина? Константина Иваныча?

— Не, обожди, который это, об рыбаке и рыбке-то. Ну вот это — «совсем сбесилась моя старуха»...

— Ааа, эээ... Александр Сергеич.

(х/ф «Старый Новый год», 1980 г., «Мосфильм»)

Недавно мы отметили день рождения нашего главного деятеля русской словесности. Но многие ли нынешние школьники читают Пушкина и вообще помнят, как его зовут? Да вряд ли по собственной воле они его читают, как и многих других писателей, которых проходят в школе. А всё почему — да потому что школьная программа составлена еще по старым лекалам, там полно книг, мысли которых рассчитаны на взрослых. Детям это просто тупо неинтересно.

«Дубровский» в 8-м классе — про разборки среди дворян XIX века: «читать можно, но неинтересно», — говорят дети. Даже «Собачье сердце» — «нормально, но неинтересно». Я уж не говорю про многотонное сочинение «Война и мир». Лев Николаевич Толстой, конечно, для себя хорошо постарался, написав столько страниц по самому высокому тарифу в 500 рублей за лист, а школьникам теперь разгребать эти дебри.

Когда я был маленьким, я читал много. На школьную программу мне было плевать, я шел в городскую библиотеку, выбирал, что мне интересно, и притаскивал домой по 5–6 книг. И главная проблема была — с чего начать читать, до того всё было интересно: приключения, морские истории, кораблестроение, кораблекрушения (такие были предпочтения). Единственное из школьного, что прочитал по доброй воле и в удовольствие, — «Мертвые души».

Так, может быть, не надо насаждать школьникам устаревшие, тяжелые, непонятные, скучные для них книги, а давать возможность читать то, что интересно именно им, подсказывать? А потом обсуждать прочитанное. Пока они еще открыты и готовы впитывать информацию, формировать представление о мире. И, может, не надо насаждать это шаблонное мнение, что читать надо потом всю оставшуюся жизнь, и побольше, побольше? Чтоб прям пожирать одну книгу за одной.

Сейчас речь идет о художественной литературе, специальная и документальная — это совсем другой вопрос. Так вот, чрезмерное увлечение чужими мыслями и эмоциями (а именно это отражает в книге каждый писатель) может привести к тому, что вчерашний школьник, а потом и взрослый человек просто упустит, профукает свою собственную жизнь, увлекшись проживанием чужой.

Вот и Марина Ивановна Цветаева со мной согласна — была такая поэтесса, если кто не знает. Кстати, в Новосибирске какое-то время жила ее любовная подруга Софья Голлидэй: артистка, работала в нашем ТЮЗе. Так вот, Цветаева так говорила:

— Каждая книга — кража у собственной жизни. Чем больше читаешь, тем меньше умеешь и хочешь жить сам. Ведь это ужасно! Книги — гибель. Много читавший не может быть счастлив. Ведь счастье всегда бессознательно, счастье только бессознательность.

(из письма поэту Максимилиану Волошину)

Читаете художественные книги?

Да, одну за одной
Да, иногда
Нет, своей жизни хватает
Не знаю
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления