Для бизнеса весна оказалась непростой. Поднимаются цены, поставщики диктуют новые условия, покупатели сталкиваются с дефицитом товаров, логистика перестраивается на новый лад, популярные соцсети под запретом. Перемены затрагивают буквально каждый бизнес Новосибирска. При этом компании стараются не только сохранить свое место на рынке, но и продолжить развитие в новых реалиях. Отельер, владелец магазина одежды и основатель кондитерской рассказали, как изменилась их работа за несколько недель и что они собираются делать дальше.
- «Расширяем ассортимент и пробуем новые товары»
- «Клиенты приходят к нам из интернета»
- «Сохраняем толерантность к неопределенности»
«Расширяем ассортимент и пробуем новые товары»
Мария Стефанская, владелец магазина одежды Stefan Store
Мария Стефанская старается сохранять позитивный настрой и вместе с командой продумывает новую стратегию, как продолжать развитие магазина одежды Stefan Store.
«Поднялась стоимость на сырье и расходные материалы, мы не паникуем и до конца месяца держим старые цены. У нас турецкие ткани, там всё в долларах, сильно от этого зависим. С логистикой же пока всё нормально.
Будем искать пути решения задач. Пополняем ассортимент. Мы оставили флагманские модели и разрабатываем новые. Помимо спортивной одежды начали отшивать пиджаки, брюки, футболки, платья. Стараемся ловить момент, попытаемся своим производством заполнить пробелы на рынке, чтобы людям было что носить.
Что касается продвижения, мы перешли на российские соцсети, запустили канал в Telegram. Будем размещаться на площадках города: баннеры, листовки, журналы. Контекстную рекламу тоже рассматриваем. Люди сейчас стараются экономить, а одежда не вещь первой необходимости. Уже есть опыт пандемии: сначала все испугались, а потом начали покупать, и у нас были неплохие продажи. Сейчас мы понимаем, что есть спад, но думаю, всё восстановится со временем», — прокомментировала Мария.
«Клиенты приходят к нам из интернета»
Марина Яцук, основатель гостиниц «Дом охотника» и Esenin LocuS
Марина Яцук владеет двумя гостиницами — «Дом охотника» и Esenin LocuS. Несмотря на экономический шторм, они продолжают работать.
«Я активно размещаю рекламу в сети, поэтому по мне новая реальность не так сильно ударила. Telegram не рассматриваю, потому что там не моя аудитория. Особое внимание сейчас уделяю сайту и его продвижению. Мы дополнительно предлагаем индивидуальные скидки постоянным гостям», — прокомментировала сибирячка.
Первый отель «Дом охотника» открылся 19 марта 2020 года, а уже через две недели закрылся на карантин. Благодаря большому опыту в гостиничном деле Марина смогла удержать бизнес на плаву, но всё шло не так, как хотелось. Тогда сибирячка решила активно продвигать гостиницы в интернете. Начала с сервиса Яндекс Бизнес — бесплатно создала профиль компании, чтобы потенциальные гости могли найти ее гостиницы в поиске и в картах. При этом предпринимательница отмечает, что с самого начала внимательно работала с отзывами в профиле организации — часто при выборе гостиницы пользователи ориентируются именно на них.
Чуть позже Марина выделила бюджет и подключила «Рекламную подписку от Яндекс Бизнеса», это позволило привлекать клиентов уже со всех площадок Яндекса, в том числе с более чем 40 000 сайтов-партнеров. По словам предпринимательницы, до работы с Яндекс Бизнесом загрузка «Дома охотника» была только 30%, а после — выросла до 69%. Большинство гостей рассказывали, что узнали о сибирской гостинице через Яндекс Карты.
Мартовские проблемы не подкосили Марину, хотя сибирячка признается, что первые 5 дней была в растерянности.
«С закрытием Booking ушла часть выручки и сократилось количество гостей. Хотя, откровенно скажу, это не самая комфортная площадка для отельеров. Для клиентов — да, система лояльности в Booking построена хорошо, а для предпринимателей условия не очень выгодные.
Из альтернатив хорошо сработали Яндекс Путешествия. Там моя целевая аудитория — Москва и Питер. И бизнес продвинулся, в этом марте на 60% стало больше клиентов», — поделилась Марина.
«Сохраняем толерантность к неопределенности»
Галина Печенина, соосновательница кондитерской Biscuit House
Кондитерская Biscuit House открылась три года назад и постепенно набрала свою преданную аудиторию. Соосновательница Галина Печенина сама ведет страничку в Instagram*.
«Мы продолжаем делать, что умеем, и сохраняем толерантность к неопределенности. Сейчас решили не планировать ничего даже на неделю вперед. Даже вне текущей ситуации спад активности в это время года есть всегда. Забег по подаркам у людей финишировал 8 марта, и теперь людям надо восстановить бюджет.
Нашу страничку в популярной, но запрещенной сейчас соцсети продолжаем вести. Но о нас многие узнают благодаря сарафанному радио, от знакомых. На сегодня кондитерский цех загружен, места в кафе заняты посетителями. Год назад сделали сайт, на нем клиенты могут посмотреть весь ассортимент. Канал в Telegram есть, но ежедневно его не ведем. Сейчас много информационного шума, и я придерживаюсь позиции, что если ты человеку важен, то он с тобой всё равно остается.
Что действительно сильно изменилось, так это цены на ингредиенты. Шоколад подорожал на 51%, сахар — на 35%, остальное — на 35–38% в среднем. Плюс сейчас периодически происходят перебои с поставкой миндальной муки и ореховой пасты, но у нас есть запасы. Цитрусы и ягоды раньше заказывали в Ливане и Турции, но недавно нашли клубнику у местного производителя из теплицы. Она стоит чуть дороже, но зато на вкус сладкая, как у бабушки в деревне.
В первые дни кризиса некоторые не могли расплатиться Apple Pay и забывали карты дома. Но мы всё равно отдавали заказы, а люди потом приходили и оплачивали покупки. Мы всегда идем навстречу нашим гостям», — отметила Галина.
Предприниматели Новосибирска ищут разные пути, чтобы адаптироваться к новым реалиям, и нуждаются в надежных решениях, которые можно продолжать использовать сегодня. Яндекс собрал все инструменты для малого бизнеса на едином сайте. Там можно узнать, как автоматизировать рутинные процессы и находить больше новых клиентов.
* соцсеть принадлежит компании Meta — организация признана экстремистской, ее деятельность запрещена на территории РФ.