Новосибирские бизнесмены констатируют рост числа компаний по эвакуации автомобилей и падение прибыльности существующих участников рынка. Крупные игроки мечтают разогнать эвакуаторщиков и сдавать свои помещения в аренду. Однако с каждым годом компаний по эвакуации в городе все больше, хотя добрая часть из них неизменно закрывается. Как строится этот бизнес, на какую прибыль можно рассчитывать и почему простым работягам там не место — в материале НГС.БИЗНЕС.
Проба пера
23-летний Дмитрий Леонтьев в качестве своей первой серьезной работы выбрал бизнес по эвакуации автомобилей. Сфера привлекла возможностью работы с людьми, признается он, добавляя, что не предполагал заранее, какой именно его ожидает заработок. Полтора года назад на заемные средства он купил эвакуатор за 1,2 млн руб. С тех пор он одновременно и руководитель службы эвакуации автомобилей «АвтоХелп», и водитель единственного эвакуатора собственной компании. Помимо эвакуатора приходится арендовать гараж (15–20 тыс. руб. в месяц), текущие амортизационные расходы, по его оценкам, составляют около 30 тыс. руб. в месяц. Свою прибыль Дмитрий Леонтьев оценил в диапазоне от 5 тыс. до
тыс. руб. в месяц. При этом в рекламу молодой бизнесмен почти не вкладывается — клиенты появляются только благодаря «сарафанному радио». На доходы Дмитрий не жалуется и планирует расширять бизнес. Однако на вопрос, окупились ли его вложения, настаивал, что сам не знает, потому как бюджет не ведет.
Все хотят ездить на «Лексусах», но не у всех получается
Руководитель службы эвакуации «Автоспас» (не путать с «АВТО-СПАС». — З.К.) Алексей Петров на этом рынке уже больше 5 лет, однако из 7 эвакуаторов сейчас у него осталось 3:
«Этот бизнес стал невыгодным год назад из-за большой конкуренции». Постепенно Алексей распродавал машины, сейчас у него осталось ровно столько, сколько нужно для его нового бизнеса, о котором он отказался говорить.
«Люди смотрят, что организаторы [бизнеса по эвакуации] ездят на «Лексусах», покупают квартиры. И они тоже думают: куплю эвакуатор», — объяснил Алексей Петров популярность этого вида бизнеса в Новосибирске, однако отметил, что зачастую купленная техника стоит у людей в гаражах. В пример он привел знакомого, который за 1,5 года не смог вернуть даже 10 % из вложенных полумиллиона рублей. Потому что, чтобы добиться успеха в этом бизнесе, нужно иметь психологию не простого работяги, а предпринимателя, который готов продвигать свои услуги, а не сидеть в ожидании чуда.
Петров объяснил, что начать этот бизнес можно всего с 500 тыс. руб., купив подержанный эвакуатор. Однако нужно помнить, что бизнес рискованный — в какой-то момент может потребоваться вложить еще 100 тыс. руб., например, на замену коробки передач. Петров признался, что прошлый год его бизнес по эвакуации авто отработал в «минус» из-за того, что многие из машин ломались. Основной доход ему приносит некий смежный бизнес.
В среднем оборот от работы одной машины около 150 тыс. руб. в месяц, но сколько из них останется в чистой прибыли — дело случая, отметил Алексей Петров.
Предпринимательские качества же в частности должны проявиться в умении договориться о сотрудничестве с аваркомами, чтобы те рекомендовали участникам ДТП именно вашу компанию по эвакуации, рассказал Алексей Петров. Он признался, что, конечно, бывает и так, что кто-то из эвакуаторщиков дружит с сотрудниками ГАИ, и те также могут посоветовать пострадавшим какую-то компанию, но, по словам Петрова, такая помощь безвозмездна.
Крупная акула
Владелец службы эвакуации «АСТ-54» Андрей Полищук на первый же вопрос о доходности бизнеса эвакуторов выдал: «Доходов особо нет! Проще сдать наше помещение в аренду, а эвакуаторщиков выгнать». «Каждый купил эвакуатор и пытается возить по «сто рублей», — сердится он. Однако тут же добавляет, что минимальная цена, по его данным, все-таки 1000 руб. за эвакуацию по городу. При этом средняя цена по Новосибирску — 1500 руб.
У «АСТ-54» 20 единиц техники. Компания на рынке 15 лет. 7 эвакуаторов, по мнению Андрея Полищука, — минимальное количество для построения какого-никакого бизнеса. Средняя цена эвакуатора — 2 млн руб. Кроме того, необходим штат водителей и слесарей, поскольку «2-3 машины постоянно в ремонте». У «АСТ-54» также имеется собственное помещение, где оказываются услуги СТО. Особенно востребованы они ночью, когда другие СТО не работают, а служба эвакуации может оттащить автомобиль к себе и рано утром начать ремонт. Важной статьей расходов в этом бизнесе Полищук назвал рекламу, однако сумму озвучить не смог, так же как и общие вложения и доходность. Однако отметил, что один эвакуатор может окупаться до 5 лет.
Чистая прибыль от одного эвакуатора должна составлять минимум 30 тыс. руб. в месяц, соответственно от 7 эвакуаторов — 210 тыс. руб. в месяц или, в случае «АСТ-54», — минимум 600 тыс. руб. в месяц чистой прибыли с 20 эвакуаторов.
Высокий сезон в этом бизнесе, по оценке Полищука, — лето и сильные морозы. Однако, по наблюдениям Полищука, многие службы эвакуации в мороз и сами не выезжают, потому что «себе дороже»: «За 1 тыс. [руб.] отвезет [клиента] — на «десятку» (10 тыс. руб. — З.К.) выльет масла».
Золотая сотня
На сегодняшний день в Новосибирске зарегистрировано 87 компаний, которые предоставляют услуги по эвакуации авто, эта цифра выросла почти в 3,5 раза с 2010 года, сообщили в компании 2ГИС. По данным маркетингового агентства Grinderr в Новосибирске работают 12 компаний, имеющих в своем распоряжении несколько эвакуаторов и около 20, имеющие по одному эвакуатору. Лидером на рынке с самым большим автопарком является компания «АСТ-54», имеющая 20 эвакуаторов, на втором месте компания «Авто-Кара» с 11 эвакуаторами, третье место делят между собой компании «Автоскорая Помощь Сибири 54», «АВТО 911» и «Авантаж» с 9 эвакуаторами у каждой. Количество эвакуаторов, работающих с физическими лицами в Новосибирске, — приблизительно 100 машин, без учета эвакуаторов, работающих с ГИБДД по неправильно припаркованным автомобилям.
Емкость рынка оценивается аналитиками Grinderr в 164 млн руб. в год. Эксперты также подсчитали, что в среднем в Новосибирской области на один эвакуатор приходится от 2 до 4 вызовов в сутки.
По наблюдениям Андрея Полищука, конкуренция на рынке начала расти примерно 3 года назад. Однако примерно половина компаний как открываются, так и закрываются, прикинул он. С ним согласился Алексей Петров, добавив, что, вероятно, такой «круговорот» будет продолжаться и дальше.
Зинаида Кузнецова
Фото Татьяны Кривенко