В Новосибирске резко сокращается число ночных клубов. Этот бизнес стагнирует, уверены участники рынка. На продажу за 25 млн руб. выставлен ночной клуб First — его владельцы наотрез отказываются озвучить причины. Клубный бизнес в цифрах: сколько нужно вложить, за какой срок выйти в ноль, когда он может окупиться и сколько составляет чистая прибыль, — в материале НГС.БИЗНЕС.
Ночной клуб First выставлен на продажу за 25 млн руб. Объявление о продаже было опубликовано в специальном разделе форума НГС.БИЗНЕС в конце января. В администрации клуба подтвердили достоверность объявления, однако от дальнейших комментариев отказались, заявив, что подробности сделки готовы сообщить только реальному покупателю.
Клуб First открылся 15 сентября 2011 года на втором этаже бизнес-центра «Техноком» по адресу ул. Фрунзе, 86. В заведении два зала: VIP-ложа и танцпол с тремя барами, а также чилаут с одним баром. Вместимость — 500 человек. Собственникам First также принадлежат стриптиз-клуб Vintage (Вокзальная магистраль, 1) и недавно открывшийся комплекс из ночного клуба и караоке-бара Elvis&Fabric (Красный пр., 184).
Общая ситуация на клубном рынке не обнадеживает: модный клуб «Kilёv-bar» закрылся 7 января, отработав 3 года. Настораживает и тот факт, что клубный проект «Облака», который еще в конце 2013 года планировали запустить кемеровчане на месте закрывшегося клуба «Зефир», до сих пор все никак не откроется. «Налицо ситуация: клубный рынок очень сильно стагнирует. Новосибирцы перестают ходить в клубы. По всем моим трем успешным заведениям я отмечаю, что людей в клубы стало ходить на 20 % меньше — тенденция эта началась летом и продолжается до сих пор», — сетует Григорий Распутин, владелец ночных клубов «Изюм», «Танцуки» и «Антигламур».
Он также добавил, что если еще в 2008 году точка безубыточности наступала спустя 4 месяца после открытия клуба («Изюм»), то сейчас это занимает уже 9 месяцев, как это было в случае с его проектом Trend-bar. При падении выручки расходы в клубном бизнесе, напротив, выросли, говорит Распутин: во-первых, на 7 % подорожал алкоголь, во-вторых, поднялись зарплаты. В частности, в Новосибирске на специалистов уровня бар-менеджера, управляющего и шеф-повара ощущается дефицит специалистов, а потому их приходится привозить из соседних регионов или из Москвы, оплачивать им аренду жилья и предлагать более высокую зарплату, чем дома, поделился Григорий Распутин.
Клубный бизнес вообще затея не из легких. Во-первых, он требует немалых вложений. Минимальная цена открытия клуба — 20 млн руб., считает Григорий Распутин. Речь идет о клубе с нуля, уточняет он: если же арендовать помещение, где до этого уже был клуб и соответственно имеется вся инфраструктура — от вентиляции до канализации, а иногда и ремонта с мебелью и оборудованием, — можно ограничиться вообще 4 млн руб., как было с открытием «Танцуки».
Открытие «Антигламура», в помещении которого до этого также находился клуб, обошлось тем не менее в 11 млн руб. Совладелец ночного клуба «Правда» Максим Ковязин оценивает стартовые вложения в открытие клуба в 12–15 млн руб.
При этом срок окупаемости ночного клуба составляет примерно 2–3 года, сходятся во мнении игроки клубного рынка. И это с учетом того, что срок жизни клуба — 3 года, как ранее не раз высказывался Дмитрий Килёв, директор «Kilёv-bar Group» (клуб «Kilёv bar», сеть пабов Clever, клуб «Правда» в Томске, ресторан «Килька», кондитерская «День варенья»). Однако 3 года — это максимум для так называемого модного клуба, уточняет Ковязин, добавляя, что есть и более долгоиграющие проекты — типа «Рок Сити», Guevara, которые не гонятся за модой. Они требуют лишь периодического обновления и способны приносить прибыль долгие годы. К таким проектам он относит и «Правду», напоминая, что студенты будут всегда, сменяя друг друга. Чистая прибыль ночного клуба на удивление невелика. Максим Ковязин говорит, что 200–400 тыс. руб. в месяц чистой прибыли в среднем по году — хороший показатель.
Дмитрий Килев ранее отмечал, что доходность в 300 тыс. руб. в месяц для ночного клуба является неплохой, а если «чистая прибыль составляет 400–500 тыс. руб. в месяц — это шикарно». Однако г-н Распутин заверил, что лично для него прибыль менее 1,5 млн руб. в месяц с одного заведения является неинтересной.
Вместе с тем Григорий Распутин напомнил, что «Изюм», в частности, отличается от других ночных клубов тем, что там помимо ночных мероприятий проходят также вечерние, а кроме того — концерты и банкеты. Ковязин же заметил, что основная прибыль ночного клуба зависит вовсе не от продаж в баре, а скорее от партнерских программ с производителями алкогольной и табачной продукции.
Учитывая все риски бизнеса, клубы продаются не так легко. До этого публично выставлялись на продажу несколько клубов, ни один из которых так и не был продан. В сентябре 2012 года на продажу были выставлены клубы «Красная площадь» в компании с караоке-баром «Арбат lounge» (примерно по 7 млн руб. каждый) и клуб «Изюм» (за 90 млн руб.). Ранее, в феврале 2012 года, пытались продать старейший ночной клуб Новосибирска Winner's, который уже почти 20 лет каким-то чудом работает вдали от проходимых мест, на Учительской, 46. За него владелица тогда вообще попросила 150 млн руб., с учетом стоимости здания площадью 3 тыс. кв. м, в то время как остальные клубы продаются лишь с правом долгосрочной аренды. Участники рынка утверждают, что ни один из клубов продать не удалось.
Если же кому-то из владельцев клубов удается избавиться от своего детища или даже выгодно его продать, то, как правило, люди все равно остаются работать в близкой сфере общепита. Распутин привел в пример бывшего владельца клуба «Заноза», который нашел себя в кофейнях. Также можно вспомнить Дмитрия Килева, который после закрытия клуба остался совладельцем сети баров Clever, бара «Килька» и кондитерской «День варенья». Григорий Распутин уверен: 20 % клубов Новосибирска должны закрыться. По его мнению, начавшаяся чистка рынка оставит такое количество игроков, при котором этот бизнес будет интересен.
Зинаида Кузнецова
Фото thinkstockphotos.com (1, 3), Анны Золотовой (2)