NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

ясная погода, без осадков

ощущается как +5

2 м/c,

с-з.

763мм 37%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама

Город под газом

Как Новосибирск стал лимонадно-квасной столицей Сибири

Компания «Балтика» начала на своем новосибирском заводе производство кваса и безалкогольных напитков. Это уже третье предприятие в городе, принадлежащее транснациональным компаниям, которое выпускает газировку, не считая производств поменьше. Корреспондент НГС.БИЗНЕС посетил новое производство и вспомнил, с чего Новосибирск начинал путь на лимонадный Олимп.

Компания «Балтика» представила первый квас, сваренный на ее новосибирском заводе. Напиток выпускается под ее брендом «Хлебный край» и изготавливается на основе ячменного солода. С чисто технологической точки зрения, производство этого напитка принципиально не отличается от производства пива, поэтому значительных вложений (сопоставимых с расходами на строительство завода) делать не пришлось.

Тем не менее, как рассказал директор филиала «Балтика-Новосибирск» Эдуард Бражинскас, компания потратила 110 млн рублей на покупку новой упаковочной линии (поскольку форма квасных бутылок отличается от пивных), создания купажного отделения для газированных напитков и т.д.

На официальный запуск квасного производства приехали и губернатор Василий Юрченко, и мэр Владимир Городецкий. Чтобы первые лица области могли «освятить» своим появлением новый проект, официальный запуск даже перенесли почти на неделю, встраиваясь в плотные графики чиновников.

Поскольку само по себе новое производство встроено в существующие технологические цепочки, перерезать ленточку на входе в новый цех или жать кнопку, запускающую новую линию, не стали. Гости просто произнесли поздравительные речи, выпили по глотку кваса из общей чаши (братины) и отправились дегустировать окрошку.

«Балтика» уже выпускает газированные напитки на своих заводах в Красноярске и Хабаровске, но квасное производство за Уралом организует впервые. Желание потратить деньги на расширение мощностей в компании объясняют «тенденциями рынка». За первые 4 месяца этого года рынок воды и лимонадов в Новосибирске вырос на 15 % (к аналогичному периоду 2010 г.), а рынок кваса — на 7,4 %, приводит Бражинскас данные агентства AC Nielsen.

В компании особенно упирают на то, что их квас действительно является продуктом брожения сусла (которое готовится из солода), и на его производство требуется 14 дней. Сегодня в Новосибирске выпускают либо «советский» квас с небольшим сроком хранения, либо газированные имитации (напиток на основе ароматизаторов и красителей).

Таким образом, с запуском «балтийского» квасного производства Новосибирск может со всей уверенностью называть себя сибирской безалкогольной столицей.

Сегодня здесь сконцентрированы крупные предприятия по выпуску всех видов прохладительных напитков — от очищенной и минеральной воды до лимонадов и соков. Первые шаги к достижению этого статуса были сделаны еще во времена СССР, когда в 1981 году на Новосибирском пиввинкомбинате (НПВК) был организован розлив лицензионной «пепси-колы», которая продавалась в необычных для советского человека вытянутых бутылках объема 0,33 литра.

Очень быстро «пепси-кола» стала своего рода фирменным новосибирским продуктом (наряду с кукурузными палочками и наборами пирожных) — сетки с бутылками заморской жидкости можно было встретить в любом автобусе или поезде, отправлявшихся из Новосибирска. Бизнесмен Олег Тиньков в своей книге «Я такой как все» вспоминает, что в его родном Ленинске-Кузнецком местные спекулянты даже пытались торговать ею по рублю за бутылку (при розничной цене в 45 копеек. — С.С.).

Лицензионный розлив продолжался до середины 90-х годов, пока компания Pepsico не разорвала контракт с правопреемником НПВК — компанией ВИНАП, начав продавать напитки под своими брендами самостоятельно. Поначалу PepsiCo и Coca-Cola (точнее, Coca-Cola HBC) пытались или купить ВИНАП, или организовать на его базе собственное производство, но не договорились с владельцами предприятия о цене. Что и не удивительно — ВИНАП тогда был доминирующим игроком на местном рынке и считал себя в состоянии диктовать условия партнерам, а не подстраиваться под них.

В результате оба транснациональных гиганта начали захватывать рынок самостоятельно. Coca-Cola HBC всего за два года построила в Новосибирске с нуля собственный завод, став первым крупным иностранным инвестором такого рода в городе. Владельцы ВИНАПа довольно долго сопротивлялись экспансии и даже построили на кредиты новое безалкогольное производство (завод «Собол-аква»). Но в 2008 году, уже окончательно проиграв в конкурентной борьбе, продали новый завод PepsiCo.

Сегодня в Новосибирская область — это крупнейший производитель напитков за Уралом. По данным управления по регулированию потребительского рынка областного правительства, только за 2010 год в НСО было произведено 13,8 млн декалитров безалкогольных напитков.

Кроме газировки в НСО выпускаются и вывозятся за пределы области сок (крупные заводы «Нидан» и «Вимм-Билль-Данн»), минеральная вода («Карачинская»), бутилированная очищенная вода («Норинга»).

Стас Соколов

Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления