NGS
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+9°

пасмурно, дождь

ощущается как +6

4 м/c,

ю-в.

747мм 82%
Подробнее
1 Пробки
USD 94,09
EUR 100,53
Реклама
Бизнес Экономика Битва за «Толмачёво»

Битва за «Толмачёво»

Новый владелец новосибирского аэропорта не пожалел на него 100 млн долларов

«Толмачёво» стал полностью частной компанией

Государство полностью ушло из аэропорта «Толмачёво». 3 марта находившийся в распоряжении Федерального агентства по управлению государственным имуществом аэропорт был продан на аукционе в Москве. Покупателем ожидаемо стала структура, связанная с крупнейшим частным акционером компании Романом Троценко. Несколько неожиданным стал существенный рост цены пакета — в ходе торгов он подорожал более чем в 2,5 раза.

Справка: ОАО «Аэропорт «Толмачево» управляет крупнейшим аэропортовым комплексом за Уралом. Аэропорт располагает двумя взлётно-посадочными полосами: ВПП-2 сдана в эксплуатацию осенью 2010 года. В 2010 году пассажиропоток составил рекордные (в постсоветский период) 2,262 млн человек, увеличившись на 25 %. Выручка в 2010 году составила 3,2 млрд рублей (рост около 20 %). Чистая прибыль за год составила 180 млн рублей. До аукциона основным частным акционером было ООО «Новапорт» — 38 %. В управлении «Новапорта» находится также 48 % акций авиапредприятия «Алтай» (Барнаул), 74,9 % акций управляющей компании аэропорта Томска, 100 % акций аэропорта «Кадала» (Чита).

Торги по продаже государственного пакета «Толмачёво» проходили в форме открытого аукциона.

Для «Реновы» это мог бы стать уже второй авиационный актив — компания уже является владельцем контрольного пакета аэропорта «Кольцово» в Екатеринбурге. Что касается Михаила Абызова, то ему, в частности, в Новосибирске принадлежит компания «Новосибирскавтодор» которая и приняла участие в аукционе.

Прочие участники представляли собой по сути компании-дублеры, которые довольно часто выставляются на ответственных конкурсах с целью подстраховаться (например, на случай, если у одной компании-участника обнаружатся какие-то проблемы с документами и она может быть отстранена от конкурса).

Роман Троценко оценил весь «Толмачёво» в 5,6 млрд рублей

Государство установило стартовую цену за пакет 51 % в 1,1 млрд рублей, после чего участники могли последовательно повышать цену, добавляя к предыдущей сумме по 10 млн рублей.

Наименьшую активность в ходе торгов проявил «Новосибирскавтодор», который объявил цену только один раз, предложив 1,7 млрд рублей, пишет интернет-газета «Маркер». Главная борьба, таким образом, развернулась между «РусАэро Холдингом» (представлявшим интересы «Реновы») и компаниями, связанными с «Новапортом». В результате одна из них — ООО «Комплекс «Аэросервис» — и стала покупателем государственного пакета, согласившись заплатить за него 2,8 млрд рублей.

Это самая крупная открытая сделка Новосибирска за последние годы.

Например, за 100 % ГУМа в 2007 году удалось выручить 1,2 млрд рублей, а Сбербанк заплатил 1,37 млрд рублей за здание бизнес-центра «РосЕвроПлаза».

Несмотря на формальный статус миноритария, Роман Троценко уже давно чувствует себя в «Толмачёво» хозяином. Его компания действительно много сделала для превращения устаревшего авиапредприятия во вполне современный аэропорт. Только в оборудование второй взлетно-посадочной полосы было вложено больше 1 млрд рублей частных инвестиций (еще 3 потратило государство).

Новый терминал обойдется в 3,7 млрд рублей

При этом сама ВПП-2 как была, так и осталась в собственности государства — управляющей аэропортом компании она не принадлежит.

В прошлом году, уже после того как Росимущество объявило о намерении продать государственный пакет «Толмачёво», предприниматель сделал своего рода символический жест. В зале прилетов аэропорта была установлена огромная скульптура Ермака, выполненная по оригинальной технологии британским скульптором Сафардиаром Юнусом. Троценко говорит, что это просто подарок.

Главным итогом аукциона можно считать окончательный переход аэропорта в одни руки. Развивать этот проект нескольким крупным совладельцам могло быть значительно труднее из-за различий в подходах к решению тех или иных задач.

Любопытно, что нынешний генеральный директор «Толмачёво» Александр Бородин ранее говорил, что считает более разумным продажу не всего контрольного (51 %) пакета, а только части — с сохранением блокирующего пакета в руках государства. Однако это лишало бы мотивации потенциальных покупателей — они могли бы тогда рассчитывать только на роль миноритариев.

Для того чтобы вернуть вложения в покупку госпакета при сегодняшних доходах аэропорта, потребуется прибыль более чем 15 лет.

Сегодня «Толмачёво» — шестой по пассажирообороту аэропорт в России. Он проигрывает по этому показателю не только столичным коллегам, но и екатеринбургскому «Кольцово». Однако Троценко никогда не скрывал, что ждет от «Толмачёво» гораздо большего.

Руководство компании обещает удвоить пассажиропоток уже к 2015 году. Уже начаты работы на месте нового пассажирского терминала. Первая очередь стоимостью 2,3 млрд рублей должна быть построена уже в 2012 году, а весь проект обещают запустить к 2020-му.

Сейчас, после реконструкции, «Толмачёво» может легко принимать более 4 млн человек, однако если пассажиропоток будет и впредь увеличиваться на 20–25 %, как это случилось в прошлом году, новое здание потребуется аэропорту уже через 4 года.

Кроме того, по словам Романа Троценко, к «Толмачёво» должна быть проведена железнодорожная ветка и возведен железнодорожный вокзал. Это позволит связать аэропорт с городом рейсом «Аэроэкспресса» (такие давно уже ходят в московские аэропорты).

Стас Соколов

Фото prestigeproject.ru (1), автора (2, 3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления