Государство полностью ушло из аэропорта «Толмачёво». 3 марта находившийся в распоряжении Федерального агентства по управлению государственным имуществом аэропорт был продан на аукционе в Москве. Покупателем ожидаемо стала структура, связанная с крупнейшим частным акционером компании Романом Троценко. Несколько неожиданным стал существенный рост цены пакета — в ходе торгов он подорожал более чем в 2,5 раза.
Справка: ОАО «Аэропорт «Толмачево» управляет крупнейшим аэропортовым комплексом за Уралом. Аэропорт располагает двумя взлётно-посадочными полосами: ВПП-2 сдана в эксплуатацию осенью 2010 года. В 2010 году пассажиропоток составил рекордные (в постсоветский период) 2,262 млн человек, увеличившись на 25 %. Выручка в 2010 году составила 3,2 млрд рублей (рост около 20 %). Чистая прибыль за год составила 180 млн рублей. До аукциона основным частным акционером было ООО «Новапорт» — 38 %. В управлении «Новапорта» находится также 48 % акций авиапредприятия «Алтай» (Барнаул), 74,9 % акций управляющей компании аэропорта Томска, 100 % акций аэропорта «Кадала» (Чита).
Торги по продаже государственного пакета «Толмачёво» проходили в форме открытого аукциона.
Для «Реновы» это мог бы стать уже второй авиационный актив — компания уже является владельцем контрольного пакета аэропорта «Кольцово» в Екатеринбурге. Что касается Михаила Абызова, то ему, в частности, в Новосибирске принадлежит компания «Новосибирскавтодор» которая и приняла участие в аукционе.
Прочие участники представляли собой по сути компании-дублеры, которые довольно часто выставляются на ответственных конкурсах с целью подстраховаться (например, на случай, если у одной компании-участника обнаружатся какие-то проблемы с документами и она может быть отстранена от конкурса).
Государство установило стартовую цену за пакет 51 % в 1,1 млрд рублей, после чего участники могли последовательно повышать цену, добавляя к предыдущей сумме по 10 млн рублей.
Наименьшую активность в ходе торгов проявил «Новосибирскавтодор», который объявил цену только один раз, предложив 1,7 млрд рублей, пишет интернет-газета «Маркер». Главная борьба, таким образом, развернулась между «РусАэро Холдингом» (представлявшим интересы «Реновы») и компаниями, связанными с «Новапортом». В результате одна из них — ООО «Комплекс «Аэросервис» — и стала покупателем государственного пакета, согласившись заплатить за него 2,8 млрд рублей.
Это самая крупная открытая сделка Новосибирска за последние годы.
Например, за 100 % ГУМа в 2007 году удалось выручить 1,2 млрд рублей, а Сбербанк заплатил 1,37 млрд рублей за здание бизнес-центра «РосЕвроПлаза».
Несмотря на формальный статус миноритария, Роман Троценко уже давно чувствует себя в «Толмачёво» хозяином. Его компания действительно много сделала для превращения устаревшего авиапредприятия во вполне современный аэропорт. Только в оборудование второй взлетно-посадочной полосы было вложено больше 1 млрд рублей частных инвестиций (еще 3 потратило государство).
При этом сама ВПП-2 как была, так и осталась в собственности государства — управляющей аэропортом компании она не принадлежит.
В прошлом году, уже после того как Росимущество объявило о намерении продать государственный пакет «Толмачёво», предприниматель сделал своего рода символический жест. В зале прилетов аэропорта была установлена огромная скульптура Ермака, выполненная по оригинальной технологии британским скульптором Сафардиаром Юнусом. Троценко говорит, что это просто подарок.
Главным итогом аукциона можно считать окончательный переход аэропорта в одни руки. Развивать этот проект нескольким крупным совладельцам могло быть значительно труднее из-за различий в подходах к решению тех или иных задач.
Любопытно, что нынешний генеральный директор «Толмачёво» Александр Бородин ранее говорил, что считает более разумным продажу не всего контрольного (51 %) пакета, а только части — с сохранением блокирующего пакета в руках государства. Однако это лишало бы мотивации потенциальных покупателей — они могли бы тогда рассчитывать только на роль миноритариев.
Для того чтобы вернуть вложения в покупку госпакета при сегодняшних доходах аэропорта, потребуется прибыль более чем 15 лет.
Сегодня «Толмачёво» — шестой по пассажирообороту аэропорт в России. Он проигрывает по этому показателю не только столичным коллегам, но и екатеринбургскому «Кольцово». Однако Троценко никогда не скрывал, что ждет от «Толмачёво» гораздо большего.
Руководство компании обещает удвоить пассажиропоток уже к 2015 году. Уже начаты работы на месте нового пассажирского терминала. Первая очередь стоимостью 2,3 млрд рублей должна быть построена уже в 2012 году, а весь проект обещают запустить к 2020-му.
Сейчас, после реконструкции, «Толмачёво» может легко принимать более 4 млн человек, однако если пассажиропоток будет и впредь увеличиваться на 20–25 %, как это случилось в прошлом году, новое здание потребуется аэропорту уже через 4 года.
Кроме того, по словам Романа Троценко, к «Толмачёво» должна быть проведена железнодорожная ветка и возведен железнодорожный вокзал. Это позволит связать аэропорт с городом рейсом «Аэроэкспресса» (такие давно уже ходят в московские аэропорты).
Стас Соколов
Фото prestigeproject.ru (1), автора (2, 3)