NGS
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Новосибирске

Погода

ясная погода, без осадков

ощущается как -2

0 м/c,

штиль.

750мм 56%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Бизнес Тяготы апгрейда

Тяготы апгрейда

Желающих модернизировать компьютер много, но заработать на них непросто

Бурное развитие компьютерного рынка и острая конкуренция заставили торговцев комплектующими всерьез заняться сервисным обслуживанием своих клиентов. А развитие программ гарантийного и постгарантийного ремонта в свою очередь затронуло других участников рынка – мастерские по ремонту и модернизации компьютеров. Спрос на их услуги падает, и некоторые фирмы уже свернули это направление деятельности. Но несмотря ни на что, этот бизнес не умер – на модернизации все еще можно зарабатывать. В чем же секрет?

Собрать нельзя модернизировать

По словам директора сервисного центра «БТР» Олега Комарова, сейчас пользователи предпочитают не модернизировать, а полностью заменять системный блок. Модернизация стала вспомогательным направлением деятельности. На ее долю приходится не более 1/5 от общего числа клиентов. В эти же 20 % входит и скупка старых системных блоков с их последующей перепродажей.

В некоторых мастерских уверены, что причина уменьшения количества клиентов в повышении компьютерной грамотности пользователей. «Люди стали лучше разбираться в технике, – уверяют предприниматели. – Многие просто покупают комплектующие и заменяют их сами». Представители других сервис-центров не согласны с этим мнением. «Модернизация – это не просто замена одной «железки» на другую. Это замена «железки» с ростом производительности в соответствии со спектром решаемых задач», – поясняют они.

Для подтверждения этого мнения директор сервис-центра Slider-X Максим Полуянов привел довольно показательный пример: «Я дал своему шестилетнему ребенку запчасти. Он собрал из них компьютер за четыре часа. Собрать его неправильно практически невозможно. Самое интересное начинается дальше. Пользователи, безусловно, стали более грамотными. Но на вопрос – что нужно заменить в компьютере дизайнера, чтобы программы CorelDraw и Photoshop стали работать быстрее? – многие до сих пор отвечают: «Видеокарту». Но эти программы аппаратные возможности видеокарты не используют. Для них главное – процессор и оперативная память. Знание о том, какое приложение при каких обстоятельствах требует увеличения производительности какого узла, и есть основная суть модернизации компьютеров».

Но, как показывает практика, есть еще одна причина сокращения количества клиентов мелких мастерских. Многие люди предпочитают пользоваться услугами сервисных центров крупных торговых компаний. Так, например, в сервисных центрах «Левел» и НЭТА берут на апгрэйд компьютеры, которые еще находятся на гарантии. А в сервисном центре «Кардинал» модернизируют практически любые машины, если они не попадают в категорию неликвидных. Кстати, принятые в зачет старые запчасти такие мастерские продают под маркировкой «б/у» либо на своей площади, либо через специализированные магазины.

С продажей старых запчастей сталкиваются и мелкие мастерские. Но мнения таких сервис-центров и их заказчиков о цене устаревших компонентов обычно расходятся. «Люди хотят продать старые комплектующие, купленные пару лет назад, за 30 % от их первоначальной цены, – говорит Максим Полуянов. – Нам это невыгодно. Покупать можно только за 15-20 %, тогда это может принести прибыль».

Специализация или смерть

Участники рынка прогнозируют, что сложившаяся ситуация сохранится и в дальнейшем. Спрос на модернизацию компьютеров вряд ли будет больше, но и совсем не исчезнет. Правда, на смену мастерским для техподдержки пользователей могут прийти и авторизованные сервисные центры производителей компьютерной техники. Но этот вариант кажется предпринимателям маловероятным.

В краткосрочной же перспективе у компаний есть лишь два варианта развития: либо в течение года фирма выбирает специализацию для получения дополнительного дохода, либо разваливается. В любом случае предприятие всегда может заняться продажей компьютеров и комплектующих, а ремонт и модернизацию оставить, как сервис для клиентов. По подсчетам владельцев ремонтных мастерских, сейчас 97 % участников рынка так и делает.

Вне статистики

На вопрос о сумме минимальных инвестиций для открытия бизнеса владельцы мастерских шутили: «Насколько дорого вообще открыть фирму? Эта деятельность не лицензируется, специального дорогого оборудования не требуется. Так что 100 тыс. руб. должно хватить вместе с арендой офиса. Причем основные затраты – это поддержание фирмы в первые полгода жизни, когда она работает «в минус».

Стоит отметить, что бизнес по модернизации компьютеров подвержен сезонным колебаниям. По приблизительной оценке предпринимателей, в летний период спрос на их услуги падает почти на 50 %. Перед Новым годом, напротив, идет всплеск интереса – количество клиентов увеличивается примерно на 20 %.

Что же касается доходной части, то здесь бизнесмены лишь разводят руками: «Раз на раз не приходится. Сложно привести какую-то статистику», – говорят они.

Апгрейд для дома

Все опрошенные предприниматели единогласно заявляют: «Наша основная клиентура – домашние пользователи». На это есть две причины. Во-первых, требования к домашним компьютерам, как правило, выше, чем к рабочим машинам – у компьютерных игр системные требования выше, чем у офисных программ. А во-вторых, в коммерческих фирмах модернизацией и ремонтом занимаются штатные администраторы.

Владельцы сервисных центров заметили еще одну особенность: клиентам неважно, где территориально находится мастерская. «Если есть нужные комплектующие и цена приемлема, то они приедут куда угодно», – сказал один из бизнесменов.

Необходимость понимания

Для модернизации компьютеров достаточно одного сотрудника. «Найти готового специалиста достаточно сложно», – утверждают предприниматели. «В этом бизнесе важнее знания человека, чем его образование, – уверен Олег Комаров. – Каждый работает по-своему, поэтому все равно людей приходится доучивать. Иногда бывает, что самоучки лучше, чем специалисты с высшим образованием».

С этой позицией согласен и Степан Манин. Он считает, что для этой работы лучше всего подходят бывшие системные администраторы, потому что у них уже есть необходимый минимум знаний.

Максим Полуянов же уверен, что на эту работу лучше брать инженеров с электротехническим образованием. «Хороших специалистов готовят в колледже связи на отделениях «радиосвязь и радиовещание» и «многоканальная электросвязь» и в академии связи на аналогичных специальностях, – прокомментировал Максим Викторович. – В крайнем случае можно взять ребят из НЭТИ». Он уверен, что программисты для этой работы не подходят в принципе. «Люди могут быть великолепными программистами и никакими инженерами, – продолжает предприниматель. – Многие не понимают сути простых вещей и понятий. Например, мощность в 60 Вт может быть как дифференциальной, так и интегральной. Разница существенна. Видеокарта потребляет дифференциально, а жесткий диск – интегрально. Если потребление в 60 Вт интегрально, надо ставить блок питания, который держит и 300 Вт, и 400 Вт. Тогда он не сгорит при пиковых нагрузках. Таких тонкостей очень много и им можно научить. Но человек должен не только уметь учиться – он должен быть способен это понять. Поэтому здесь нужны инженеры – люди, обученные понимать».

Андрей Чепурко

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления