Город фоторепортаж Как на исчезнувшем острове в Новосибирске вырос район, где живут люди с яхтами. Гуляем в 15 минутах от центра города

Как на исчезнувшем острове в Новосибирске вырос район, где живут люди с яхтами. Гуляем в 15 минутах от центра города

Пустынные песчаные пляжи, кладбище кораблей и свой особенный водный мир — в фоторепортаже НГС

Частные лодки в водно-моторном клубе в микрорайоне Затон

В огромном Новосибирске хватает районов со своей особенной архитектурой и атмосферой. Но Затон совершенно точно стоит особняком. Где ещё можно выкатить лодку со двора и спустить её на воду? А то и вовсе жить в пришвартованном к одному из многочисленных пирсов катере. Одновременно здесь до сих пор полно гниющих бараков, которые построены ещё 70 лет назад. И здесь есть не известные широкой публике тихие пляжи, и заросший травой частный сектор, и кладбище кораблей.

В Затоне соединяются современная застройка и почти сельская, лишенная людей идиллия
Территория Затона на левом берегу Новосибирска

Первоначально на месте нынешнего Затона была узкая протока, отделявшая остров Яренский от левого берега Оби. Имя острову вроде бы дал купец и скотопромышленник Яренский, который держал здесь, на острове, свою скотную базу. В какой-то момент протоку начали использовать речники, заводившие сюда на стоянку суда. А в 1909 году здесь встали на зимовку несколько пароходов, ходивших по Оби. Место это было более безопасным во время ледохода, осенью в период низкой воды ее верхняя часть и вовсе пересыхала.

Фрагмент карты города 20-х годов прошлого века. На ней протока еще не стала затоном

Неравномерность глубины протоки еще в начале 20-го века навела на мысль о возможности организации здесь затона. Но до реализации этого проекта руки дошли, судя по всему, только в 30-х годах прошлого века, когда возникла необходимость строительства на Оби судоремонтного завода. Протоку засыпали — сейчас над этим местом как раз проходит дамба Димитровского моста. В результате образовался затон — соединенный с рекой протяженный водоем, защищенный от течения и ветров, но с обновляющейся вместе с колебаниями уровня реки водой. А вокруг постепенно возник какой-то совершенно особенный мир.

Ограда детского сада «Подснежник»

Поначалу основным центром местной жизни, конечно, стал судоремонтный завод. Именно для его работников, прежде всего, здесь был построен небольшой поселок, который в то время воспринимался фактически как дальний пригород. Эта речная тематика проявляется здесь и сегодня в самых неожиданных местах. Но самое впечатляющее наследие той эпохи — это обилие речных судов, которые остались здесь навсегда.

Старые катера в затоне

Корпуса этих судов раскиданы неравномерно по всей территории затона. Где-то они уже полностью проржавели и годятся разве что на металлолом, где-то выглядят со стороны вполне работоспособными. Порой встречаются и вовсе странные конструкции, когда старый катер стоит на барже или катере побольше, трудно даже подобрать точное определение этим объектам — к недвижимости их отнести пока нельзя, но и двинуться куда-то они вряд ли уже смогут.

Часть судов находится на плаву

Большое скопление этих судов находится на самом входе в затон с Оби. Для экономии места корабли здесь стоят временами в два слоя — те, что поменьше, поставлены на палубу более крупным. Мимо них периодически проходят на высокой скорости более резвые катера и лодки. Актуальность полноценного флота начала снижаться уже после строительства Обского водохранилища, а последние 30 лет и вовсе опустилась до минимума.

Жителям Затона открываются красивые виды на центральную часть Новосибирска

Но сам затон востребован и по сей день. Здесь (правда, уже в верхней его части) расположены стоянки десятков (если не сотен) катеров и яхт. Защита от ледохода (давшая изначально жизнь этой территории), правда, уже не актуальна, плотина ГЭС делает освобождение реки ото льда постепенным. Зато владельцам самых разных плавсредств есть, где оставить их в относительной безопасности.

Пляж в верхней части затона

Один из берегов здесь превращен в длинный (хотя и совершенно необорудованный) пляж. Купаться и загорать сюда ходят, пожалуй, только местные. Хотя, в принципе, вдоль берега ведет дорога, и доехать отсюда из центра — всего минут 10–15 на машине (придется сделать приличную петлю, чтобы выехать на мост).

Катера в затоне расположены на нескольких уровнях

Часть судов, поднятые когда-то высокой водой, остались стоять на возвышении. Некоторые выглядят заброшенными, но в целом здесь продолжается какая-то жизнь. Кто-то жарит шашлыки, кто-то занимается уборкой, кто-то просто наслаждается последними теплыми деньками.

Берег затона по большей части безлюден

Ниже берега становятся местами практически безлюдными. Затон — как отдельный город, в котором можно найти и территории с плотной застройкой, и частный сектор, и промышленные зоны, и пустыри. Только здесь ко всему этому добавляется связывающая эти все части водная стихия. Связывающая и одновременно разделяющая, поскольку ни одного моста, связывающего берега бывшей протоки, здесь нет.

Судя по номерам, этот «Запорожец» стоит здесь давно

До появления в 1978 году Димитровского моста территория Затона была сильно удаленным районом. Без лодки из центра добираться сюда нужно было через Октябрьский мост. В результате берега заросли частным сектором, построенным из чего Бог пошлет. Остатки этой первоначальной застройки с просевшими крышами, деревянными почерневшими заборами и плантациями картошки в огородах можно ещё найти в лабиринтах здешних улочек.

Вдали высятся новостройки жилого комплекса «Ясный берег»

Но эти старые хибары постепенно вытесняют массивные двухэтажные дома. Каких-то особенных замков встретить здесь не пришлось, но видно, что люди решили обосноваться здесь надолго. По берегу можно заметить несколько оборудованных съездов — так можно спустить на воду лодку, стоящую в гараже.

Въезд в поселок Затон

Настоящий Затон (то есть исторический поселок судоремонтников и речников) расположен на другом берегу, туда можно доехать на обычном рейсовом автобусе. Здесь давно уже ведется разной степени активности строительство, но в избытке сохранились эти построенные лет 70 назад деревянные двухэтажные дома, которые даже в те трудные времена воспринимались как временное жилище.

Заросшие зеленью дома Затона

Но времена идут, а люди продолжают жить в этих «времянках» с промерзающими стенами и отсутствием нормальных коммуникаций. Только летнее буйство зелени хоть как-то оживляет вид этих разваливающихся на глазах строений. Кажется, еще немного, и природа поглотит их целиком (благо, они из практически полностью биоразлагаемых материалов).

Песочница с клеткой на 2-й Портовой улице

Нравы тут, по всей видимости, царят суровые. Даже детская песочница с грибком обнесена высокой оградой с калиткой. То ли для защиты детей, то ли наоборот.

Невозмутимый кот Затона

Встреченный местный кот проявил просто чудеса индифферентности — даже глазом не повел на поднесенный буквально к его усатой морде фотоаппарат. И действительно, что на этих чужаков реагировать? Если что, с ними разговор короткий, а если что — концы в воду (ее тут полно).

Сцена для уличных концертов у клуба им. Станиславского

В дальнем углу поселка на берегу стоит клуб. Это деревянное здание, построенное десятки лет назад, а сравнительно недавно частично обшитое дешевым сайдингом. Рядом установлена наглядная агитация от компании «Сибирь», которая, как можно понять из выставленных материалов, каким-то образом заботится о содержании этого очага культуры. У тропинки вдоль живописного, хоть и заросшего, берега стоят патриотические лавочки, выкрашенные в цвета российского флага.

Жилой комплекс «Аквамарин» на берегу Затона

Активное строительство в Затоне началось совсем недавно. Возмутителем спокойствия выступила «Томская домостроительная компания», которая выкупила обширный участок бывшей ремонтно-производственной базы и возводит сейчас там жилой комплекс «Аквамарин». Это, конечно, недорогое жилье, и каких-то архитектурных красот искать здесь бессмысленно, но, по крайней мере, застройщик хоть как-то облагородил берег.

Шуточный коллаж, на котором соединились берег Затона и фото Венеции

Вообще же Затон — перспективное место. Конечно, здесь придется еще решить массу технических проблем. Но, в принципе, тут может со временем появиться уникальный район, построенный, что называется, на воде. Можно будет даже трамвайчики водные запустить, как в Венеции (это значительно дешевле, чем строить очередные мосты). А жители остального Новосибирска будут приезжать сюда погулять по красивым набережным и посидеть в ресторанчиках с верандами, нависающими над водой. А пока здесь можно просто приехать погулять в необычном месте всего в 15 минутах езды от центра города.

В Новосибирске вовсе не обязательно уезжать из города для того, чтобы оказаться вдали от городского шума. Это возможно, например, и в бывшей деревне Бугры, которая давно стала частью Новосибирска, но еще сохранила местами свое сельское очарование.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
69
Форумы
ТОП 5
Мнение
Призраки в окнах: обозреватель НГС — о том, почему в новостройке в центре Новосибирска два года нет признаков жизни
Анонимное мнение
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего»: туристка рассказала о путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
«Питаться в кафе дешевле, чем дома». Как россиянка живет в «городе пенсионеров» во Вьетнаме
Анонимное мнение
Мнение
«Однажды в дверь постучали»: журналистка НГС — о том, зачем нам вспоминать о жертвах политических репрессий
Анна Скок
Корреспондент
Мнение
«Настоящий квест»: новосибирцы срезают путь к ЛДС и бросаются под колеса авто — виновата неудобная схема
Настасья Медведева
Журналист
Рекомендуем
Знакомства
Объявления