Новосибирские таксисты больше недели в чатах обсуждают новость о том, что скоро из-под моратория на антимонопольные проверки выведут IT-компании, и ФАС сможет узнать, как выставляет цены «Яндекс.Такси». У антимонопольщиков есть целый ряд претензий к агрегатору, который занимает доминирующее положение на рынке. Ведомство не понимает, как работает система, определяющая стоимость поездки, почему так выросла цена и по каким критериям блокируют в приложении водителей и пассажиров. Таксисты опасаются, что сервис решит компенсировать будущие убытки за их счет, и уже заметили снижение цен на поездки, а вместе с ними и снижение своих доходов. Журналистка НГС узнала у экспертов, что ждет рынок такси Новосибирска, если ФАС удастся добиться своего.
Почему решили проверять агрегаторы такси
7 марта на «правительственном часе» заседания Совета Федерации выступил руководитель Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский. Он сообщил, что сейчас идет работа по отмене запрета на проверки IT-компаний. Шаскольский отметил, что сейчас значительно выросло количество жалоб на динамическое ценообразование. Чаще всего оно применяется в авиа-, ж/д перевозках и такси, когда цена растет в зависимости от спроса.
— Выведение антимонопольного законодательства из-под действия моратория на проверки IT-компаний близится к завершению. Будет внесено изменение в 448-е постановление, тогда меры антимонопольного регулирования можно будет применять. К нам много жалоб поступает на услуги такси, мы знаем эти проблемы. Мы будем работать над раскрытием алгоритмов, тех коэффициентов, которые в расчетах применяются, с тем, чтобы не было ущерба для потребителей и предприятий малого и среднего бизнеса, — заявил Максим Шаскольский.
Иван Абрамов, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономике, добавил, что «Яндекс.Такси» уже контролирует 80% рынка. ФАС планирует проверить агрегатор, но без изменений в законе это пока невозможно, потому что это IT-компания. Трехлетний мораторий на проверки был введен 22 марта 2022 года постановлением № 448 Правительства Российской Федерации.
В «Яндекс.Такси» корреспонденту НГС объяснили, что постоянно внедряют новые меры и технологии, чтобы сдерживать общий рост цен на поездки и одновременно поддерживать уровень доходов водителей.
— Помимо этого, сервис продолжает работать над тем, чтобы более прозрачно объяснять условия блокировок за нарушения правил сервиса для водителей и пассажиров. Обо всех нововведениях и планах мы регулярно информируем ФАС и совместно обсуждаем возможные решения, — заверили в компании.
Какие еще есть претензии у ФАС
Заместитель руководителя ФАС России Петр Иванов в конце февраля в интервью «Известиям» сообщил, что за прошлый год ведомство получило более 300 жалоб на «Яндекс.Такси» — как от пассажиров, так и от водителей. В основном они касались стоимости поездок и блокировок пользователей в сервисе.
— В частности, относительно блокировки водителей и пассажиров ФАС направлено письмо о том, что возможные нарушения и соразмерные им меры ответственности должны быть исчерпывающе уточнены в документах «Яндекса». Однако требования ФАС по установлению исчерпывающего перечня оснований для блокировки и соразмерности блокировок до настоящего времени в полном объеме не исполнены, — отмечал специалист.
Тогда же ФАС указывала, что комиссия, которую берет сервис с водителей, слишком высокая. При этом ведомство не одобрило предложение Госдумы об установлении порога на максимальный рост цен на поездки. В ФАС считают, что такие показатели могут привести к тому, что пассажиры не смогут ездить на такси — водители просто откажутся везти их за невыгодные для них цены.
На что жалуются пассажиры и водители
Осенью цены на такси в Новосибирске сильно выросли. С 1 сентября начал действовать новый закон о такси, а за год серьезно подорожали топливо, запчасти, новые машины — всё, что закладывается в цену поездки. Из-за нового закона, по данным сервиса «Максим», отрасль в среднем по регионам потеряла от 20% до 30% водителей, потому что перевозчики не получили необходимые разрешения.
«Яндекс.Такси» посчитали среднюю стоимость минуты — получилось, что за год она выросла на 24%. В 2022 году средняя стоимость одной минуты поездки составляла 15 рублей, в 2023 году — 19 рублей. В сервисе такси «Максим» сообщили, что средний чек поездки в Новосибирске с января 2023-го к январю 2024 года вырос примерно на 20% и сейчас составляет 487 рублей.
Пассажиры ощутили более серьезный рост: некоторые поездки выросли в два раза. В основном это коснулось заказов на короткие расстояния.
Водители тоже заметили рост цен на поездки в прошлом году, но всё равно недовольны цифрами.
— Даже 500 рублей — это копейки сейчас. Расходы бешеные, плюс еще у агрегаторов комиссия, — отметил водитель такси Анатолий. — Днем могут поездки и как раньше стоить по 200–300 рублей. В итоге после смены остается тысяча-полторы.
Максимальная комиссия, которую «Яндекс.Такси» берет с водителей, — почти 30% при тарифе, который сразу позволяет увидеть конечную точку поездки. Около 20% придется платить, если такой функции нет. В сервисе «Максим» комиссия для водителей начинается с 5%. Drivee пока занимается привлечением водителей в Новосибирске, поэтому комиссию водители сейчас временно не платят.
Что изменит проверка для водителей и пассажиров
И пассажиры, и таксисты в Новосибирске отмечают, что стоимость поездок снизилась около недели назад. Например, поездка от улицы Есенина до улицы Ленина утром обходится в 450–500 рублей, хотя в феврале стоила около 600 рублей. Днем сегодня короткие поездки стоят в пределах 200–300 рублей, в феврале стоили 340–350 рублей. Читатели НГС отмечают, что и длинные поездки стали чуть дешевле, в среднем на 50–70 рублей.
— Они раздали вот недавно бонусы для водителей. Закон о такси как попало работает, за лицензиями никто не следит, и много кто на линию вышел. В итоге спрос перераспределился, а если он невысокий, то и цена ниже, — объяснил корреспонденту НГС водитель такси Руслан.
Он и еще несколько его коллег связывают снижение стоимости поездок и с информацией о возможных проверках ФАС, но считают, что эта волна скоро закончится.
— Это просто конвейер по зарабатыванию денег — и с водителей, и с пассажиров. Агрегаторы как-нибудь выкрутятся. Может, и снизят чуть-чуть цены, но потом всё равно возьмут свое, — уверен Руслан.
Таксисты опасаются, что агрегаторы начнут увеличивать комиссии, чтобы компенсировать снижение тарифов на поездки, в итоге часть водителей уйдет. Они считают, что тогда спрос увеличится, а вместе с ним и цена поездки — выходит замкнутый круг. Они уже заметили, что поездки стали дешевле, а чем они доступнее, тем ниже доход.
— Как «Яндекс.Такси» ставит цены, даже нам не понятно. Я работаю уже несколько лет, столько изменений было, и всё равно непонятно! За короткую поездку может поставить и 500 рублей, и в Толмачево ехать за такую же сумму, — недоволен таксист Анатолий. — Сервис свой процент возьмет всегда, ему нормально всё.
Его поддерживает коллега Павел.
— Скоро всем зубы на полку придется положить. Бензин опять растет в цене. Вы видели сколько запчасти стоят? Ладно, у меня машина в аренде, так и аренда растет, — недоволен водитель. — Если все расходы отнять, то и выходит, что 2 тысячи чистыми остается, если не работаешь днями и ночами да все выходные.
«Нужно вернуть государственные таксопарки»
В сервисе такси «Максим» уверены, что антимонопольное ведомство попытками снять мораторий в первую очередь отреагировало на ситуацию, которая сложилась в Москве.
— Но предметом рассмотрения ФАС будут доминирование и механизм ценообразования, тогда как причина огромных колебаний цен на поездки больше связана со структурной особенностью московского рынка такси. В регионах пока иная ситуация благодаря самозанятым перевозчикам. На пиках спроса, в непогоду цена обычно увеличивается в пределах 20–30%, — ответили на запрос корреспондента НГС в пресс-службе сервиса «Максим».
В агрегаторе добавили, что предложение услуги в Москве административно ограничено количеством автомобилей в таксопарках, а самозанятые на личных автомобилях «там отсутствуют как класс». В периоды резкого увеличения количества заказов предложение не может увеличиться, поэтому часть спроса просто отсекается за счет кратного повышения цены. Стоимость поездок в Москве в такие периоды может вырастать до шести раз.
— Попытки распространения московской таксопарковой модели на регионы, а именно это предполагает уравнивание требований нового закона о такси № 580 к самозанятым и таксопаркам, приведут к сокращению предложения услуги такси до минимума. Вызвать такси будет невозможно за любую цену. Таким образом, вопросы цены и доступности услуги напрямую связаны с подходами к регулированию отрасли, — отметили в компании. — Мы открыто поясняем СМИ ситуацию, в которой находится отрасль, и готовы предоставить аргументы по запросу антимонопольного ведомства.
В сервисе «Максим» добавили, что ранее ФАС признавала обоснованным динамическое ценообразование в такси, «в основу которого положен рыночный механизм спроса и предложения». В компании уверены, что фиксация цен, любое принудительное занижение или завышение стоимости приведет к тому, что поездка просто не состоится.
Наталия Лозинская, исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» подтверждает, что цены на такси значительно выросли за прошлый год, и если ситуация с ростом цен на топливо, запчасти и автомобили не стабилизируется, то и снижения стоимости поездок не будет. Она отметила, что нынешняя цена на поездки адекватна и сформирована условиями рынка.
— Результаты проверки ФАС сложно предугадать. Обычно они заканчиваются требованиями, для исполнения которых требуется не только время, но и деньги. Нужно понимать, какие цели проверки преследуют, — отметила эксперт. — Взгляды на справедливость цены поездки у таксиста и пассажира сильно отличаются. В любом случае карательными мерами к агрегаторам или таксистам этот вопрос не решить. Интересы пассажира по доступности цены поездки могут быть решены методами экономического стимулирования — программ государственной поддержки отрасли и создания условий для повышения предложения.
Проверки агрегаторов такси, по мнению специалистов, не могут изменить цену на бензин или снизить стоимость новых автомобилей — то есть повлиять на реальную экономически обоснованную цену поездки, поэтому ждать снижения цены не стоит.
В свою очередь Вячеслав Ашурков, руководитель новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России (ФАР), уверен, что государство должно полностью взять в свои руки сферу такси.
— Таксистов в городе становится с каждым годом всё больше, и этот сектор не подконтролен государству. У нас таксисты не проходят медосмотр перед выходом на линию. Также отсутствует инструментальный контроль — машины частные, их не проверяют. Нужно возрождать государственные таксопарки и убирать возможность использования частного извоза в том виде, в котором он работает сейчас, — считает Вячеслав Ашурков. — Одно дело, когда ты руку поднял, и тебя как попутчика подвезли — это и в советское время было. Другое дело, когда через приложение это делаешь и доверяешь свою жизнь непонятно кому, а альтернативы государственной у тебя нет.
Эксперт уверен, что создание подобных таксопарков будет выгодно и безопасно не только для пассажиров, но и для самих водителей, которые получат все гарантии при трудоустройстве.
Нужно ли создавать государственные таксопарки?
После серьезного увеличения цен на такси в Новосибирске горожане начали искать альтернативы. Многие пытаются выяснить, где дешевле, и перебирают варианты. В это время в городе появляется всё больше рекламы агрегатора Drivee. Мы выяснили, как это может изменить рынок.
Самые важные новости Новосибирска и региона — в Тelegram-канале NGS.RU. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе событий.