Город «В работе нет места компромиссам»: сотрудники S7 рассказали, как достигается безопасность полетов
Erid: 2SDnjdoHe9Y

«В работе нет места компромиссам»: сотрудники S7 рассказали, как достигается безопасность полетов

Процесс техобслуживания самолета в каждом из случаев уникален — эта работа требует ответственности и профессионализма

На протяжении всего рейса продолжается взаимодействие экипажа и диспетчеров | Источник: АВИАКОМПАНИЯ «СИБИРЬ»На протяжении всего рейса продолжается взаимодействие экипажа и диспетчеров | Источник: АВИАКОМПАНИЯ «СИБИРЬ»
На протяжении всего рейса продолжается взаимодействие экипажа и диспетчеров
Источник:

Каждый рейс авиакомпании S7 Airlines к вылету готовит около 40 человек. На их плечах лежит ответственность за безоговорочное соответствие воздушных судов требованиям безопасности. Насколько эти правила строгие, что происходит перед выпуском самолета в рейс и почему в части технического обслуживания роботу не заменить человека — обо всём этом рассказали сотрудник наземной службы, летный директор и авиатехник. Как каждый из них заботится о безопасности пассажиров?

За час до рейса: проверить работу всех систем

— Прежде чем самолет поднимается в воздух, он проходит тщательный осмотр на земле: я несу за это ответственность и должен проверить работу всех систем, — рассказывает Ринат Дурманов, руководитель группы обслуживания рейсов.

Во время предполетной подготовки сотрудник обходит самолет по специальному маршруту, который включает в себя проверку всех видимых компонентов и систем. Если в процессе осмотра выявляется какое-либо нарушение, наземный персонал обязан немедленно проинформировать об этом летный экипаж.

Для этого существует специальное переговорное устройство для прямой связи «земля — кабина», переносная радиостанция и общая радиоволна, а еще — особый язык сигналов руками, который используется, когда устная связь по специальному переговорному устройству или радиостанции невозможна. Таким образом все члены «предполетной команды» всегда остаются на связи и принимают решения сообща: если выявленное нарушение может быть устранено в моменте, начинаются соответствующие работы, если нет — принимается решение о замене борта.

В осенне-зимний период, в сезон отрицательных температур, к стандартному обходу добавляется осмотр самолета на предмет наличия снежно-ледяных отложений. В авиации существует так называемая концепция чистого воздушного судна: в рейс выпускаются только чистые самолеты — без снега и льда на поверхности крыла, рулей высоты, датчиках и других критичных для безопасности поверхностях самолета.

Наземная служба и экипаж остаются на связи до завершения работ по наземному обслуживанию и начала движения самолета. После этого экипаж взаимодействует со службами руления, которые дают правильный и безопасный путь прямо до взлетно-посадочной полосы.

Перед полетом нужно получить целых четыре разрешения — каждое дает отдельный диспетчер, имеющий свою зону ответственностиПеред полетом нужно получить целых четыре разрешения — каждое дает отдельный диспетчер, имеющий свою зону ответственности
Перед полетом нужно получить целых четыре разрешения — каждое дает отдельный диспетчер, имеющий свою зону ответственности

Перед вылетом: принять решение о выполнении полета



Когда самолет находится перед взлетно-посадочной полосой (ВПП), может создаться впечатление, что решение о взлете принято. Однако даже в этот момент происходит сверка часов: пилот должен получить финальное разрешение от диспетчера, чтобы занять ВПП.

— Разрешение на взлет — это отправная точка любого полета. И эта отмашка — самая главная, именно поэтому она перепроверяется и переутверждается несколько раз. Принять решение о выполнении полета экипаж может только после того, как несколько раз получит разрешение от диспетчера. Оно дается лишь в том случае, если рейс может быть выполнен в полном соответствии с требованиями безопасности, и никак иначе: в нашей работе нет места компромиссам, — объясняет Александр Горбачев, летный директор S7 Airlines.

Если проследить всю цепочку согласований, получится следующее. Сначала командир воздушного судна (КВС) запрашивает разрешение на вылет после полной готовности ВС: это значит, что экипаж уже получил полную информацию о соответствующем нормам безопасности состоянии самолета, метеорологическая информация на аэродромах и по маршруту полета проанализирована, аэропорт прилета подтвердил готовность принять рейс, а пассажиры и их багаж размещены в самолете. Когда все эти этапы пройдены, диспетчер дает разрешение на выполнение рейса в первый раз.

Затем экипаж просит разрешения запустить двигатели. После запуска двигателей экипаж вновь сверяется с диспетчерами — на этот раз получает согласование на руление к взлетно-посадочной полосе (ВПП).

И наконец, находясь перед ВПП, будучи полностью готовым к выполнению взлета, экипаж запрашивает у диспетчера разрешение на то, чтобы занять взлетно-посадочную полосу, начать разбег и взлететь.

Итого целых четыре разрешения, каждое из которых дает отдельный диспетчер, имеющий свою зону ответственности. Например, диспетчер, который следит за взлетно-посадочной полосой, обязан проверить и подтвердить, что в этой зоне отсутствуют любые опасности и препятствия для взлета: нет техники, посторонних предметов, животных — значит, можно начинать движение и взлетать.

Разрешение на взлет — это отправная точка любого полетаРазрешение на взлет — это отправная точка любого полета
Разрешение на взлет — это отправная точка любого полета

В полете: сохранять стопроцентную концентрацию

За выполнение рейса всегда отвечают два пилота. Они в любой момент готовы стать полноценной заменой друг другу как в части пилотирования, так и коммуникации с землей. На протяжении всего рейса взаимодействие экипажа и диспетчеров продолжается.

Диспетчер осуществляет постоянный контроль за движением самолетов, находящихся в воздухе. Перед ним находится экран с индикатором воздушной обстановки, на котором отображаются от пяти до 15 рейсов. Специалист отслеживает дистанцию между самолетами, держит связь с каждым из экипажей. Чтобы ничего не упустить, диспетчеру важно сохранять стопроцентную концентрацию.

Пока в кабине пилотов происходит контроль за показаниями приборов и поддерживается связь с наземными службами, за ситуацией в салоне самолета неизменно следят бортпроводники: именно они ответственны за то, чтобы пассажиры придерживались правил безопасности в полете. В случае возникновения проблемных ситуаций бортпроводник всегда знает, что делать: будь то внезапное возгорание гаджета, лежащего на багажной полке, или начавшиеся на борту роды. Если ситуация требует связи с землей, бортпроводники всегда оперативно докладывают об этом пилотам.

После посадки: изучить состояние судна и зафиксировать каждую деталь

После того как самолет благополучно приземлился и завершил движение, экипаж дает пассажирам сигнал: можно отстегнуть ремни безопасности и готовиться к выходу. Когда пассажиры покидают салон самолета, полет заканчивается для них, но не для экипажа, ведь по прибытии важно зафиксировать данные о состоянии воздушного судна, чтобы следующий экипаж, которому назначен рейс на этом ВС, был в курсе всех деталей.

В случае, если после полета экипаж фиксирует какие-либо поломки, эта информация передается инженерам — они проводят оценку длительности ремонта: в зависимости от этого воздушное судно проходит ту или иную форму технического обслуживания. А еще о поломках всегда сообщают в центр управления полетами, чтобы там знали, что самолет какое-то время не сможет выполнять полет, необходимо перенести вылет следующего рейса до устранения поломки или произвести замену борта.

Большинство процессов технического обслуживания требуют постоянной включенности профильных специалистовБольшинство процессов технического обслуживания требуют постоянной включенности профильных специалистов
Большинство процессов технического обслуживания требуют постоянной включенности профильных специалистов

Между рейсами: строго соблюдать требования программы ТО ВС

Конечно, техническое обслуживание самолета не ограничивается предполетной подготовкой: при проектировании ВС производитель формирует перечень инспекционных работ и работ по проверкам функционирования систем и устанавливает периодичность выполнения каждой из них в течение всего жизненного цикла. На основании этого перечня разрабатывается программа технического обслуживания, в которой работы группируются в зависимости от заданной разработчиком периодичности их выполнения для оптимизации процесса.

Так, по словам авиатехника S7 Technics Сергея Черняева, раз в 48–72 часа проводится так называемый daily-check, а раз в неделю — weekly-check. А есть отдельные инспекционные работы, которые проводятся раз в полтора-два года, раз в 12 лет и более: горизонт планирования в этом смысле просматривается очень далеко. Глобально все формы обслуживания можно разделить на линейные, или легкие (могут производиться даже вне ангара), и тяжелые (те, которые подразумевают большой объем проверок, например, включают в себя более тысячи отдельных работ).

Большинство процессов технического обслуживания требуют постоянной включенности профильных специалистов: частичная автоматизация возможна только в процессах капитального ремонта компонентов самолета, требующих набора стандартных действий по полной разборке, дефектации и сборке деталей. В остальном техническое обслуживание самолетов — это всегда про комбинацию кропотливой работы руками и мыслительного процесса, который подразумевает слаженную работу специалистов разного профиля.

— Строго соблюдать программу техобслуживания — наша первоочередная задача. И никто ее за нас не выполнит: процесс ТО в каждом из случаев уникален, зависит от состояния не только исследуемой системы ВС, но и взаимосвязанных систем, поэтому построить и внедрить определенный алгоритм управления процессом, делегировав его искусственному интеллекту, на текущий момент не представляется возможным, — объясняет Сергей Черняев.

Фотоматериалы предоставлены авиакомпанией «Сибирь».

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АВИАКОМПАНИЯ «СИБИРЬ», s7.ru

Реклама.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления