С 8 по 12 января в Первомайском сквере проходил IX Сибирский фестиваль снежной скульптуры. Команды, представлявшие в этом году почти исключительно сибирские города, на три дня получили в распоряжение снежные блоки высотой 3 метра, инструменты и неослабевающее внимание жителей города. Три дня 15 бригад из Бийска, Томска, Барнаула, Северска, Байкальска, Ангарска, Красноярска, Новосибирска, Улан-Удэ, Казахстана и Белоруссии выпиливали из этих блоков слонов и велосипедистов, шутов и святых, насекомых и духов. Одну скульптуру местные вандалы уже испортили.
Главными нонконформистами фестиваля в этом году оказалась команда из восточносибирского поселка Мегет (Иркутская область). «Жук-скарабей катит земной шар — то ли удерживает его на краю пропасти, то ли роняет», — описал свой монумент мегетчанин, сверяя форму шара со школьным глобусом. На осторожное уточнение корреспондента НГС.НОВОСТИ, правильно ли он понял ницшеанскую метафору, скульптор ответил без церемоний: «Так и есть, рабочее название — «Весь мир — г…но». Можете записать».
На другой стороне площадки тоже были озабочены мировым равновесием — в еще более психоделической трактовке. Томская скульптура под названием «Глубоко осенний слоноцвет или клонирование мамонта из клетки осьминога» вознесла над Первомайским сквером некрупного трубящего слона с крыльями, который, согласно авторской концепции, только что зародился из щупалец спрута. «Осьминог ползет и клонирует слонов методом почкования. Клетки отделяются и из них растут слоноцветы. Они делятся на добрых и злых. Злые ползают по земле и гадят. А добрые слоноцветы летают по воздуху и делают дождик, смывая то, что нагадили злые. Получается баланс сил в природе», — объяснил томич.
Поклонников классицизма на снежном фестивале тоже было в достатке. Сергий Радонежский, поднявший два перста, чтобы перекрестить упитанного медведя, лежащего у его ног (сюжет из канонического жития святого), получил специальный приз мэра Новосибирска.
«Почему Сергия? Образ у него классный. Очень был примечательный дядька, богатырей дал в помощь на битву с Мамаем, мальчика воскресил. А когда жил в отшельничестве, к нему стал приходить медведь, и Сергий кормил его хлебом», — доходчиво осветила выбор темы новосибирская команда.
Христианские традиции продолжила команда из Барнаула, изваявшая импрессионистское «Крещение Христа», с Иоанном Крестителем неуловимо напоминающее «Рабочего и Колхозницу» Веры Мухиной. «Хотелось навставлять фишечек. Сверху птица счастья из архангельских игрушек. Везде святого духа изображают в виде голубя. А с какой стати он голубь? Каждый его может по-своему представить. Тут и серп и молот, и крест с полумесяцем — все те вещи, которые в головах у нас есть, а зачем — непонятно», — сообщили барнаульцы.
Первый приз фестиваля достался еще одной томской команде. Золотой статуэткой жюри наградило «Вечную молодость»: седобородый комедиант с младенцем на месте сердца, трагический и бодрый паяц. Впрочем, источником вдохновения и здесь были назначены христианские мотивы. «Идея долго рождалась. Но я христианин, скульптуру я посвятил Богу, поэтому, наверное, все получилось очень легко», — рассказал прессе один из победителей.
Скульпторы остались довольны организацией фестиваля, обществом друг друга и обедами в столовой администрации Центрального района.
Некоторые, впрочем, посетовали на ненавязчивую охрану мероприятия — пока шла работа, посетители свободно бродили меж заготовок, фотографировались (некоторые просили работающих скульпторов подвинуться) и живо обсуждали качество монументов. «Есть подозрение, что фестиваль может зачахнуть. В прошлые годы было много команд, приезжали из Германии, из Архангельска. Была музыка, охрана была нормальная. А вчера пацаны обломили крыло у фигуры. Милиция их, правда, повязала. Те давай торговаться. Им объяснили, что заготовка для фигуры стоит двадцать тысяч», — поделился один из художников.
Ледяные скульптуры соседствовали со снежными на правах эксперимента. В итоге именно ледовый монумент «Сказки Пушкина» — не претендующая на оригинальность замысла, но технично исполненная композиция — лидировал по главному неофициальному рейтингу любого фестиваля — числу вспышек любительских фотокамер. «Почему по Пушкину? Так ведь двести лет дедушке. Вот лебедь, вот белка, вот золотая рыбка, морской конек еще будет», — охотно перечисляли ледовые монументалисты. В том случае, если охрана больше не допустит к снежным истуканам «пацанов», скульптуры должны простоять в Первомайском сквере до конца января.
Петр Малков
Фото автора (1-2) и Веры Сальницкой (3-9)