Самое громкое событие года на московском ресторанном рынке — открытие фудмолла «Депо». Естественно, что при первой возможности я отправился посмотреть, как выглядит приличных размеров городской квартал, где нет практически ничего, кроме еды. И за ней сюда приезжают настоящие толпы людей.
«Депо» — колоссальный (для такого типа проектов) комплекс ресторанов и фуд-кортов, который начал работать в этом году в здании бывшего Миусского трамвайного депо. Депо занимает целый квартал и состоит из целого набора импозантных кирпичных строений, возведенных аж в 1870-х годах и с тех пор практически не изменившихся. Находится примерно между станциями метро «Менделеевская» и «Белорусская», вытянувшись вдоль улицы Лесной. Это уже не совсем центр (вне Садового кольца), но и далеко не окраина. И понятное дело, позволить, чтобы на такой дорогой земле просто хранился и чинился общественный транспорт, деловые люди столицы решительно не могли. По счастью, однако, депо сносить не стали (чтобы построить там скромный, этажей на 30, жилой комплекс), а сделали там нечто такое, чего в России отродясь не было, — целый маленький город еды.
Всего в «Депо» сейчас работает 75 ресторанных концепций. Значительная их часть — это небольшие точки на фуд-корте — в самом крупном из корпусов. Но хватает и отдельных ресторанов с собственным залом и даже летними верандами. С точки зрения подхода «Депо» — прямой потомок «Даниловского рынка» и целой череды гастромаркетов, которые потом начали плодиться в Москве как кролики. Торговые ряды, кстати, в «Депо» тоже имеются, хотя выглядят как декорация — сколько я там был, ни разу не видел, чтобы кто-то в них что-то покупал (может быть, это случается днем).
Никаких международных сетей или даже российских, но уже растиражированных концепций тут нет: это или небольшие сети, уже работающие в гастромаркетах, или совершенно новые концепции, которые специально для этого фудмолла придумали ресторанные компании, чьи работающие проекты не подошли по формату. Так, сеть блинных «Теремок» (с неё скопированы были в своё время наши «Русские блины») придумала для «Депо» свою лакшери-блинную «Припёк», где есть блины с фуа-гра и клубникой (900 рублей), а также красной (700) и чёрной (2200) икрой. Ресторанная группа Перельмана открыла здесь упрощённую версию своего заведения «Рыба моя». Есть здесь и заведение новосибирского ресторатора Дениса Иванова — лапшичная [Ku:].
И вот представьте: вечер, вокруг вас огромный мегаполис с тысячами ресторанов, кафе и закусочных, десятками крупных торговых центров и гастромаркетов (есть что выбрать, в общем, причём на любой кошелёк). В огромном зале с надстроенным вторым этажом (там столы, где можно сесть) набилось столько народу, что временами приходится просто протискиваться. Найти место непосредственно у точки с едой почти нереально или нужно долго ждать. Ждать, впрочем, всё равно придется, даже если вы готовы потом с полученной едой на подносе идти куда-то наверх, искать там место, где можно хотя бы сесть.
На главной галерее, заставленной длинными столами, вино, пиво и коктейли льются рекой. Цена 400 рублей за бокал напитка, которого за эту сумму в гипермаркете можно купить бутылку, никого не смущает. На сцене приличная кавер-группа рвет зал в клочья (ну хорошо, часть зала вокруг сцены), девушки периодически начинают танцевать в проходах. И все что-то едят. Собственно, никаких больше развлечений тут не предусмотрено.
И то же самое (пусть не так масштабно) происходит в остальных корпусах поменьше. Везде народ, то там, то здесь стоит очередь из людей, которые просто хотят попасть в заведение. Небольшая парковка давным-давно забита до отказа. Поток людей вливается в «Депо», придя пешком, — можно даже не брать карту, а просто присоединиться к нему, выйдя из метро.
«Депо» — доведенная до абсолюта (или абсурда — уж кому как) идея еды как основного развлечения. Все эти скучные фуд-корты в торговых центрах, которые пытались сесть на трафик, формируемый торговлей (продуктами и одеждой), — это уже прошлый век. Перед нами новое явление. Люди готовы ехать (порой далеко) куда-то, где в принципе-то не будет ничего, кроме еды. Едут именно для того, чтобы съесть что-то интересное, вкусное или просто модное.
Все эти разнообразные точки с греческой, китайской, вьетнамской и т. д. едой, кажется, стремительно начинают занимать в сердцах потребителей место основного развлечения, посетить их становится вопросом престижа (как покупка вещи последней коллекции популярного бренда). В гастромаркеты едут не за тем, чтобы послушать музыку или завести приятные знакомства (хотя это может сопутствовать). Нет, люди приходят сюда, берут поднос и… просто едят.
Тут можно, конечно, придумать объяснение, что, дескать, интересная еда — самый доступный вид приключений. Чтобы слетать во Вьетнам или Испанию, нужно провести много часов в самолете и заплатить не одну тысячу рублей. А тут всё вместе в шаговой доступности.
Однако увлечение гастромаркетами — это не какой-то российский феномен. Подобные центры доступного гедонизма появляются сейчас по всему миру. В них переделывают ставшие ненужными корпуса заводов и складов или, напротив, строят что-то авангардное на окраинах. И люди едут туда, чтобы оказаться в этом окружении запахов, звуков, красок еды, которая окружает вас в гастромаркете со всех сторон.
Кажется, в наш век политкорректности, подавления агрессивности и пропаганды здорового образа жизни западное общество нашло новый вид допустимого разврата — и это еда. Секс — это банально, а местами даже опасно (того и гляди нарвешься на какие-то неприятности). То ли дело мусака в этой новой точке гастромаркета. Или лапша со сморчками у модных китайцев. Ну что с этим может соперничать?
Стас Соколов