В 2015 году появилась общественная программа «Учитель для России», которая помогает детям в небольших селах и городах получать хорошее образование. Она предлагает альтернативный вход в профессию учителя для специалистов из разных сфер, а также обучение и поддержку участников в течение двух лет.
Программу реализует благотворительный фонд «Новый учитель» при стратегическом партнёрстве с ПАО Сбербанк России, благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Институтом образования НИУ ВШЭ. В Новосибирской области программу поддерживает Министерство образования НСО, а главным партнером стала группа «Сибантрацит». В 2021/2022 учебном году программа работает в 95 школах 8 регионов России, а учителя проекта обучают более 30 тысяч детей.
Участница программы «Учитель для России» Ольга Трапезникова в августе 2021 года переехала из Москвы в Искитим, где работает учителем русского языка и литературы. Она рассказала, сложно ли было оказаться в городе с населением 55 тысяч человек после столицы, чем ее привлекает профессия учителя и так ли страшны знаменитые сибирские морозы.
— Ольга, расскажите, как вы попали в программу «Учитель для России»?
— Я родилась в селе в Челябинской области. Преподаватели в школе дали мне огромную базу, благодаря которой я смогла поступить в Московский государственный педагогический университет. Я им безумно благодарна за это, и до сих пор мы общаемся.
На последнем курсе я увидела объявление о наборе в программу «Учитель для России», и меня оно зацепило. Мне была близка идея, что хорошее образование, которое дали мне, можно получить в любом уголке России. Я подумала, что было бы здорово, если бы я тоже была к этому причастна, ведь у меня есть огромный багаж знаний и мне есть чем поделиться.
Люди приходят в программу по-разному. Большинство участников, конечно, после вуза и до 30 лет, ведь сложно сорваться и переехать на новое место. Но есть и такие, кто переезжает с семьей, близкие их поддерживают. Я даже знаю истории, когда оба супруга проходят программу «Учитель для России» и вместе идут работать в одну школу.
— Как организовано обучение?
— Есть специальный летний институт, который готовит к преподаванию к школе, дает новые знания тем, кто уже имеет педагогическое образование или помогает переквалифицироваться. Там дают очень много инструментов, новейших методик, которые используются в мире. Когда они накладываются на классическое образование, получается великолепный результат.
Летний институт длится около двух месяцев, включает в себя теоретическую подготовку и практические занятия с разными специалистами. С осени мы начинаем работу в школе, но продолжаем параллельно учиться — общение с кураторами, ежемесячные выезды на учебу. Очень важно, что у участников программы есть финансовая поддержка, стипендия на время учебы, которую он получает дополнительно к зарплате. Программа длится два года, после этого можно остаться работать в своей школе.
Мы видим, каким должно быть качественное образование, и стараемся так же максимально отдавать. У каждого участника есть куратор, который один-два раза в месяц ходит к нам на уроки и дает обратную связь. Благодаря этому я поняла, насколько важна обратная связь. Когда учитель просто ставит 4 или 5, этого мало. Я стараюсь писать комментарии, что можно усовершенствовать, как это сделать, чтобы ученик видел свои зоны роста. Важно хвалить, говорить, что он сделал успешно, а над чем нужно поработать.
— А как вы оказались в Искитиме?
— При подаче документов в программу ты можешь отметить, в какой регион хотел бы поехать работать. Так как европейскую часть России я исследовала во время учебы в Москве, я подумала, что было бы очень интересно посмотреть Сибирь. Я была здесь всего один раз, и то проездом. Очень много слышала и про Алтай, и про Байкал, и про знаменитые сибирские морозы, поэтому я выбрала приоритетным регионом Сибирь.
Дальше тебе говорят, какие варианты есть в этом регионе, и ты выбираешь. Я была не готова ехать в какую-то маленькую деревню, для меня это было бы очень сложно после Москвы, поэтому меня распределили в Искитим.
Когда указывала свои пожелания, я писала, что мне важно, чтобы в городе были кофейня и кинотеатр, и так совпало, что кофейня есть прямо в моем доме, кинотеатр тоже есть, так что меня всё устраивает. Не пожалела, что уехала из Москвы, тут можно комфортно жить, учиться и учить.
Пока еще я не ощутила знаменитых сибирских морозов, зима удивительно теплая. На каникулах ездила в Челябинск, и там было даже холоднее. В этой четверти хотим с коллегой исследовать окрестности, а то пока видим только школу и дом.
— Оправдались ли ваши ожидания от работы учителем?
— У меня была практика в университете, я уже знала, что такое работа в школе. Но я очень боялась, что придется заполнять много документов, сидеть ночами после уроков. Оказалось, что всё не так страшно: у меня, как у предметника, всего несколько отчетов в конце четверти плюс ведение журналов. Меня это порадовало. «Электронный журнал» — большое достижение, его очень легко вести, а с его помощью удобно общаться с родителями и учениками.
Дети очень талантливые и безумно креативные. Иногда, когда мы рассматриваем на литературе какое-то произведение, они выдают такое, что я даже представить не могла. Я не могу предугадать, что они мне скажут в следующую минуту, и это меня радует.
— Легко ли было вписаться в коллектив?
— Я очень сильно переживала, потому что коллектив уже сложился, но оказалось, что напрасно. Мы приехали в Искитим вместе с еще одним участником программы, и к нам сразу же прикрепили наставника, которая всё показала и сделала так, чтобы нам было комфортно в школе. Я чувствую очень большую поддержку от коллег. Как начинающий специалист я совершаю ошибки, и мне на эти ошибки весьма педагогично указывают.
У меня было некоторое предубеждение: мы молодые, придем и совершим революцию. Но сейчас я понимаю: несмотря на то что мы владеем миллиардом новых образовательных технологий, нам есть чему учиться у опытных педагогов. Я очень много наблюдаю, хожу на уроки, беру от них какие-то идеи, фишки, потому что этот опыт, правда, бесценен. Пока они еще работают в школе, надо его перенимать. Это очень важно, когда мы можем прийти и посоветоваться со старшим коллегой.
У нас очень поддерживающий завуч, она даже пригласила меня поучаствовать в конкурсе «Флагманы образования». Это всероссийский конкурс, где могут принять участие команды от любой школы. В нашу входили три учителя и завуч. В этом году мы были в заочном этапе тестирования, пока не смогли пройти дальше. Надеюсь, в следующем году удастся лучше выступить.
— А помимо школьной программы есть еще какие-то активности?
— Я заметила, что пятые классы, как правило, мало включены в различные конкурсы по русскому языку и литературе, обычно они начинаются с 7-го и старше. Поэтому я решила со своими пятиклассниками поучаствовать в двух литературных конкурсах. После этого я собрала все сочинения участников, и мы выпустили два журнала с работами. Ребята очень радовались, когда увидели свои сочинения напечатанными, с гордостью показывали их учителям.
А недавно я обратилась в местную кофейню «Домино» с предложением, которое они очень благородно поддержали. Перед Новым годом дети на уроке рисовали открытки, которые потом можно было обменять на купон на бесплатное какао. Случилось такое рождественское чудо.
Пройти какую-то тему на уроке очень важно, русский язык — это базовые навыки, которые нужны каждому. Но помимо учебы есть еще и жизнь, ведь школа остается местом социализации. Одна из моих целей — научить детей общаться экологично, не дергать за косичку или толкать, а выражать свои эмоции, как это сейчас модно говорить, через рот. Очень важно, чтобы они умели донести до человека свою мысль. Мы даже играем в игру «переводчик», когда дети ссорятся. Я им объясняю, что они хотели сказать: например, вместо «отойди» — «отойди, пожалуйста, мне нужно пройти». И оказывается, что конфликта нет, просто каждый другого недопонял. Такое экологичное общение пригодится им в будущем, чтобы выстраивать эффективную коммуникацию.
Заполнить анкету на участие в программе «Учитель для России» можно по ссылке.