Производитель полуфабрикатов «Сибирский Гурман» теперь будет печь блины «СолнцеПек» не вручную, а автоматически. Запуском французской линии Balpe (единственной, как сообщают в пресс-службе «Сибирского Гурмана», за Уралом), производитель полуфабрикатов рассчитывает в итоге вдвое увеличить количество потребителей блинов. Тем временем, блинных на центральных улицах города стало меньше, а рестораторы оценивают перспективы этого русского блюда весьма противоречиво.
Блины под маркой «СолнцеПек» «Сибирский Гурман» выпускает с прошлого года. Изначально их пекли вручную — не более 600 кг в сутки. Запустив автоматическую линию (в которую инвестировано около 15 млн руб.), «Сибирский гурман» рассчитывает выйти на мощность до 3,5 тонн в день.
По данным «Сибирского Гурмана», сейчас только 25 % потребителей приобретают блины регулярно. «В планах нашей компании увеличить вовлеченность в потребление блинов на территории Сибири в 2 раза, — говорит Дмитрий Гапоненко. — По нашим прогнозам, масштабный вывод блинчиков «СолнцеПек» расширит рынок за счет оптимальной цены и присутствия в ассортименте блинов без начинки. В апреле в продаже появятся блинчики «СолнцеПек» без начинки, упаковка в 360 граммов будет стоить порядка 40 руб. Блинчики «СолнцеПек» по цене приближаются к нижней планке среднего ценового сегмента».
«Линия управляется автоматически, что исключает человеческий фактор из производства, —
объясняет преимущества конвейера руководитель службы маркетинга «Комбината полуфабрикатов» Светлана Королева. — Это позволяет максимально контролировать качество выпекания блинов: форму, степень обжарки, толщину и вес блина, количество начинки. Алгоритм приготовления блинов на линии идентичен жарке блинов вручную на чугунной сковороде: тесто выливается на раскаленную поверхность, обжаривается с одной стороны, потом с другой. Единственно, когда мы готовим дома, мы не так щепетильно соблюдем рецептуру и стандарты выпекания».
Рецептура блинов, которым предстоит глубокая заморозка, не отличается от рецептуры блинов, которые будут съедены сразу. От домашних блинов состав «СолнцеПека» отличается заменой части ингредиентов на концентрат.
«Состав блинчиков «СолнцеПек»: вода, пшеничная мука высшего сорта, сахар, растительное масло, сухое молоко 25%-ной жирности, яичный порошок, пекарский порошок, соль, — рассказывает госпожа Королева. — Мы не имеем возможности хранить большие объемы молока, поэтому используем высококачественное сухое молоко. Для немолочного пищевого производства это норма. Пекарский порошок — это ингредиент на основе соды, который, по сути, является разрыхлителем для получения более нежного и пористого блина».
Сейчас в магазинах холдинга «Сибирский Гигант» блины в категории замороженных полуфабрикатов находятся на третьем месте по продажам (их опережают, во-первых, пельмени и вареники, во-вторых, замороженные овощи, ягоды и грибы). В супермаркетах «Сибириада» и «Холидей Классик» на блины приходится 6 % продаж в категории «замороженные продукты» (на долю лидера — пельмени — приходится более 50 % продаж).
Что касается новосибирского ресторанного бизнеса, то амбиции, связанные с блинами, у него уже позади.
Блинный бум пришелся на 2005–2006 гг. Тогда УК «Ресторатор» открыла сеть «СолнцеПек», а группа компаний «Терра» — сеть «Блин.ОК». Наблюдатели заговорили о «русском фастфуде» как конкуренте американскому и итальянскому перекусу. Сходство сетей же аналитики объясняли тем, что обе вдохновлялись успехом санкт-петербургского бренда «Чайная ложка». В завершение сходства в 2010–2011 г. обе сети практически одновременно прекратили свое существование: блинные «СолнцеПек» и «Блин.ОК» были проданы и закрыты («Чайная ложка» тоже ушла с новосибирского рынка, оказавшись убыточной).
Нужно отметить, что название «СолнцеПек» для блинчиков-полуфабрикатов используется по согласованию с владельцем бренда, который изначально был зарегистрирован именно для сети блинных (к тому же УК «Ресторатор» и «Сибирский Гурман» связаны общими собственниками).
По официальной версии, и «Ресторатор», и «Терра» решили избавиться от непрофильных направлений, чтобы сосредоточиться на основных (гриль-бары People's для «Ресторатора» и «Суши Терры» для «Терры»). «Но была и другая причина, — вспоминает Дмитрий Клок, коммерческий директор группы компаний «Терра». — Все-таки блины не прижились. Предположительно, потому, что это слишком простая, привычная для Сибири еда. За ней нет смысла идти в кафе.
Перспективно то, что сложно приготовить дома, а блины в Сибири может испечь любая десятиклассница. Новосибирск — это город итальянских ресторанов, японских суши-баров и кофеен, а не блинных».
Ольга Ситникова, директор новосибирского филиала компании «Юниверфуд» («Блинофф», «Шнельки», «Das Колбаs», «Пельменная дюжина»), наоборот, считает, что блины при должном подходе к управлению сетью и контролю качества — весьма перспективное дело: «У нас в Новосибирске из всех направлений «Юниверфуд» наилучшие показатели именно у сети «Блинофф». Критерий же хорошего блина, по мнению госпожи Ситниковой, прост: «Если он остыл, его разогрели в микроволновке и после этого он остался достаточно вкусным — значит, это хороший блин».
Елена Полякова
Фото предоставлено компанией «Сибирский Гурман» (1), Стаса Соколова (2)